Елена Кошелева
Компетентностный подход как подготовка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Компетентностный подход как подготовка детей к школе
Компетентностно-ориентированное образование, являясь приоритетной задачей дошкольных образовательных учреждений на современном этапе, направлено на формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста, т. е. способов деятельности, приобретенных через проживание ситуаций, решение проблем, рефлексию опыта, которые позволят ребёнку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. В дошкольном возрасте формирование ключевых компетентностей должно проходить внутри и на основе активной деятельности.
Публикация «Компетентностный подход как подготовка к школе» размещена в разделах
Выделены три группы компетентностей, которые должны быть сформированы у выпускника дошкольной организации :
1. Технологическая компетентность включает в себя :
• умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка
ситуации;
• умение планировать этапы своей деятельности;
• умение понимать и выполнять алгоритм действий;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
• умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т. д.);
• умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;
• умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;
• умение организовать рабочее место;
• умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
2. Информационная компетентность включает в себя :
• умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т. д.);
• умение делать выводы из полученной информации;
• умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
• умение задавать вопросы на интересующую тему;
• умение получать информацию, используя некоторые источники;
• умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем и окружающей средой.
3. Социально-коммуникативная компетентность включает в себя :
• умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;
• умение получать необходимую информацию в общении;
• умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
• умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
• умение спокойно отстаивать свое мнение;
• умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
• умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.);
• умение уважительно относится к окружающим людям;
• умение принимать и оказывать помощь;
• умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Гринвальд О. Д. в своей статье «Компетентносно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста» выделяет такие технологии где, для формирования данных компетентностей педагоги дошкольных образовательных организаций используют технологии, формы, методы обучения, имеющие интерактивный характер, обеспечивающий самостоятельную деятельность ребенка. К технологиям, поддерживающим компетентностный подход в образовании относятся:
• технология метода проектов. Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у воспитанников всех трех компетентностей. В основу данной технологии положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на запланированный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы;
• технология развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым (в прямой или опосредованной форме). Технология развивающих игр основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью взрослого и самостоятельно. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоской модели, инструкции и т. д. ;
• технология художественно-творческого развития детей дошкольного возраста раскрывает все параметры технологической компетентности.
Происходит обогащение представлений и впечатлений детей о произведениях искусства. Совершенствуются разнообразные способы продуктивной деятельности. Развиваются мыслительные операции (сравнение и уподобление). Дети учатся организовывать свое рабочее место, подготавливать все необходимое для занятий творческой деятельностью, учатся выделять новые качества в объектах и предметах, использовать различные приемы в создании художественного образа. Художественному творчеству детей необходимо учить, создавая проблемные ситуации и применяя систему творческих заданий.
Таким образом, любая компетентностно-ориентированная технология направлена на формирование у ребёнка способности регулировать свои действия и умения рефлексировать, что, в свою очередь, будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.