Ирина Иванова
Комментированное рисование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблемы, связанные с целевым и содержательным компонентом обучения и в особенности проблемы познавательно – речевого развития детей дезориентируют педагогов, становятся проблемами организационно – деятельностного компонента образовательного процесса.
На их преодоление направлены общие и специальные технологии, которые используют педагоги в своей работе.
Коммуникативно – ориентированные технологии очень хорошо разработаны для организации общения детей. Эти технологии в качестве отдельных методик и приёмов часто используют при организации разных форм образовательной деятельности с детьми.
Публикация «Комментированное рисование в детском саду» размещена в разделах
Развитие способностей детей к созданию изображения, формирование их изобразительно – игровых и технологических умений, навыков всё это происходит на фоне комментированного рисования. Поэтому в своей работе с детьми я использую именно этот приём, разработанный О. П. Гаврилушкиной.
Приём комментированного рисования.
Самый простой вариант использования: я рисую и комментирую свои действия, при этом ребёнок выступает в роли того, кто угадывает содержание рисунка, восстанавливая его детали вместе с деталями рассказа, постепенно вовлекаясь в процесс рисования и меняясь ролями со взрослым.
Более сложный вариант в условиях работы с группой детей. Использую, как совокупность игровых педагогических ситуаций. Я на глазах у детей зарисовываю на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, познавательный и эмоциональный опыт детей (дети становятся объектами изображения, и комментирую их. Например: «Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а вы мне будете по – настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя… Хотите вместе со мной рисовать?. Андрей, узнай у Багдана, с кем он играл в мяч? Егор, спроси, во что вы играли? Марина, узнай, нравится ли Ане играть вместе с Настей? Я дополняю ответы, делаю их грамматически и орфоэпически правильно оформленными, логически законченными предложениями.
В это время на доске возникают мини – ситуации, описывающие поведение и игры детей на прогулке. Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже в старших группах. Можно описать и зарисовать поведение детей в разных режимных моментах: прихода в детский сад (ситуация в раздевалке, занятия в музыкальном (физкультурном зале, утренники, возвращение домой (ситуация на улице) и др.
Затем я перехожу к следующей части НОД – к рассказыванию по картине – рисунку с моделированием коммуникативной ситуации. Например, говорю: «Видите, какая красивая у нас получилась картина. Вы все тут изображены. Только я не пойму, где кто. Давайте попробуем рассказать о том, что здесь нарисовано». Дети выходят по очереди и рассказывают сначала о себе, а потом о товарищах, об их играх и занятиях. Можно предложить: «Расскажите, как вы играли, используя нашу картину». Рассказы выглядят примерно так: «Это я. Я здесь взял лопату, дорожку чищу вот так. А это Витя. Он катает шары, чтобы снежную бабу делать. А это Аня и Олег. Они в мяч играют».
Таким образом передаётся содержание всех эпизодов.
Если же рисованием были заняты дети, выполняя задания в парах, то им предлагаю рассказать о том, что у них получилось (можно использовать схему, рекомендованную Т. В. Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н Кутеповой).
• Расскажи, что у вас получилось?
• Расскажи, что вы делали сначала, а что – потом?
• Расскажи, о чём рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?
• У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?
Использование памятки для воспитателей «Основные правила проведения комментированного рисования» (приложение 1).
Методика комментированного рисования.
Цель: развивать коммуникативные языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования.
Принципы, позволяющие достичь данную цель на практики:
деятельностный, способности человека развиваются в процессе формирования системы ориентировочных действий в деятельности ребёнка (основными средствами действий выступают приёмы «вхождение в рисунок» и комментированного рисования, методы игрового моделирования движений и конструирования фигуры из геометрических форм);
развивающего обучения, основное содержание педагогического взаимодействия ребёнка и взрослого на НОД – создание «зоны ближайщего развитая», которая выражается в совпадении интереса детей к деятельности и развития их способностей. Создаются серии игровых обучающих ситуаций, направленных на развитие у детей:
способности к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др. ,
активности ориентировки в новых условиях,
переноса её в новые условия,
переключаемости с одного способа на другой,
быстроты образования новых понятий и способов действия,
темпа, выносливости, работоспособности.
коммуникативный принцип организации занятий выражается в том, что на каждой НОД:
- создаются оптимальные условия для мотивации детской речи и потребности в ней: ребёнок должен знать, почему и зачем он говорит,
- обеспечивается главное условие общения – адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому – либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (сверстнику,
- стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребёнка,
- широко используются различные коммуникативные средства: образно – жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
Эти принципы реализуются на каждом этапе работы с детьми.
Этапы реализации связанных с целью задач в каждом возрастной группе детского сада можно обозначить следующим образом.
Подготовительный этап работы
Сюда входят:
• создание речевой среды и формирование положительной установки у детей на комментирование их действий;
• воспитание любознательности и интереса к изобразительной деятельности;
• развитие социальных эмоций (удивления от процесса и результата познания, радости от совершаемых открытий, сопереживания и сочувствия, восхищения красотой);
• овладение комментирующей функцией речи;
• развитие анализирующего восприятия и формирование умений «читать» и «обыгрывать» изображённое на картинке и рисунке взрослого и сверстника;
• Развитие образного мышления, формирование умений создавать простые контурные изображения путём наложения геометрических фигур;
• Развитие способности действовать самостоятельно в условиях репродуктивной и продуктивной деятельности, вносить изменения в образец взрослого.
Основной этап работы:
Этот этап включает:
• формирование коммуникативных ситуаций и создание условий для включения детей в их анализ и обсуждение в процессе комментированного рисования и работы с сюжетными картинами;
• положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность, развитие способности к экспериментированию, творческого воображения и формирование умений осуществлять художественно – творческие действия в процессе рисования;
• умения создавать художественное изображение (рисунок) конструктивным способом;
• социальных эмоций, нравственно – эстетических представлений и чувств;
• способности к восприятию перспективы, в частности определения направления движения фигуры и «точки схода»;
• мышления и умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) в художественно – речевой деятельности;
• антиципации («предвосхищения») в создании воображаемой ситуации, пространственного мышления, умений описывать в речи воображаемую ситуацию, связывая её содержание с содержанием рисунка.
Заключительный этап работы:
Закрепление полученных навыков и обобщение результатов работы включает:
• формирование навыков коммуникативно – игрового поведения в процессе комментированного рисования, работы с картинками, режиссёрских игр и игр – драматизаций;
• умений и навыков создавать правдоподобные изображения людей и животных в статике и движении;
• умений создавать композицию рисунка и рассказывать о тех событиях, которые она передаёт;
• позиции «Я – художник», положительной установки на самостоятельное рисование как творческую деятельность, умений объяснять замысел рисунка своим намерением и формулировать его в речи;
• способности к эстетическому восприятию движения, художественного мышления и вкуса, к рефлексии художественно – творческой деятельности;
• способности к восприятию перспективы, формирование представлений о способах определения направления движения фигуры, её приближения и удалении, заслонении другими фигурами;
• расширение и углубление экологических представлений детей, восприятие экологического создания.
Перечисленные методы и приёмы могут быть реализованы с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми. В частности, НОД проводится в зависимости от возраста: по рисованию – 1 раз в месяц, как интегрированное – 1 – 2 раза в неделю, в первой половине дня. Организуются они по дгруппам от 4 до 6-7 человек.
В младшей группе – 1 занятие.
В средней -1 занятие.
В старшей – 2 занятия.
В подготовительной школе группе – 2 занятия.
В результате их проведения наблюдаются:
увеличение активности, любознательности, инициативности и самостоятельности;
оптимизация развития языковой и коммуникативной способностей, увеличение показателей развития интеллектуальной способности на 20% - 25%;
рост количества творческих действий в процессе моделирования коммуникативной ситуации, комментированного рисования и игры – драматизации – 70%.Приложение 1
Основные правила проведения комментированного рисования (памятка для воспитателей).
1. Использование приёма транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время «комментированного рисования».
2. Связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года). Повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты, игры, наблюдения в природе и пр.
3. Главными героями создаваемых рисунков выступают конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и, главное, - отношения.
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полутора – или двухлетнего ребёнка, которая всё время «переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая им понятную всем языковую структуру.
5. Воспитатель создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.
6. В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но и показывать с помощью изобразительных движений.
7. В качестве физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.