Светлана Кимяева
Комбинированное занятие «Кузнецкий край. История становления»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубление и расширение знаний детей об истории Кузбасса; воспитание патриотических и интернациональных чувств.
Задачи:
1. Познакомить детей с коренными жителями Кузбасса – шорцами.
2. Дать представление о жизни и быте шорцев.
3. Познакомить детей с историей появления шахтерского промысла в Кузбассе.
4. Закрепить знания детей о животном мире и растениях Кузнецкого края.
5. Развивать связную речь и просодику на материале стихов и песен.
6. Совершенствовать умение воспроизводить движения в заданном темпе и ритме.
Публикация «Комбинированное занятие „Кузнецкий край, История становления“» размещена в разделах
7. Совершенствовать координацию движений и двигательные умения в подвижных играх.
8. Воспитывать любовь и бережное отношение к Родному краю.
Ход занятия:
Вед: Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые.
Сегодня у нас праздник, и посвящен он нашей малой Родине – дорогому Кузнецкому краю, Кузбассу!
Реб. Стих: Люблю, тебя, мой край родной,
Красив, ты летом и зимой,
Весной и осенью – прекрасен,
Когда весь день от солнца ясен.
Сибирский край, Кузнецкий край,
Живи в веках и процветай.
Вед: Дети, а знаете ли вы историю Кузнецкого края
Раскроем летопись времён,
В ней край Кузнецкий отражен :
Как он возник, Как он рождался.
Как рос и как он развивался.
Каким он был, каким он стал,
Каким он будет - идеал!
Рассмотрим летопись мы эту-
Она поможет дать ответы.
Вед: Я предлагаю совершить путешествие в прошлое Кузнецкого края.
Игра «Мы едем…»
Вед: Попали с вами в древность мы,
Попали к историческим истокам.
Попали в глушь седой тайги,
Где жили наши предки – шорцы.
Шорцы – это многочисленный народ, населявший Кузнецкий край много веков назад.
Традиционным занятием шорцев являлись охота, земледелие, заготовка дикорастущих съедобных растений, рыболовство и пчеловодство.
(Входит старуха – шорка).
Стар: Да где же он бродит, однако? Не случилось бы чего, ведь зверья в тайге полно: и лиса, и волк, и медведь, и рысь задрать могут.
Вед: Здравствуйте, бабушка, как вас зовут? Кого вы ждете?
Стар: Здравствуйте, уважаемая. Зовут меня бабушка Манак. Да старика своего поджидаю, на рыбалку с утра ушёл. А вы то кто? Каким ветром сюда попали? Ведь тайга у нас глухая, нехоженая, заблудиться невзначай легко.
Вед: Мы путешествуем, бабушка, во времени.
Стар: Чудно: Вы, однако, волшебники.
Вед: Бабушка, а как ваша река называется?
Стр: Известно, Кондома.
Вед: А много ли рыбы в ней?
Стр: Ой много, матушка, много. Хоть руками лови. Хариус, налим, язь и таймень – батюшка.
Вед: Бабушка, река Кондома и нам знакома, она и сейчас течет. А еще мы знаем другую местную реку. Ребята, как она называется?
Стар: А вашей реке Томь, рыбы много? А какая рыба водится?
Ой, дед Кузедей мой идёт, однако. (Входит старик).
Дед: Ну что, бабка, заждалась меня? А я уж спешил, рыбы наловил, да пока по тайге шёл цветов насобирал, не заметил, как время прошло.
Стар: Дед, да ты погляди, сколько тут гостей. Это путешественники важные.
Вед: Здравствуйте, дедушка Кузедей!
Дед: Здравствуйте, уважаемые.
Стар: Дед, что за цветы ты насобирал?
Вед: Бабушка Манак, сейчас наши дети вам расскажут о них.
1 Реб: У Кондомы реки раскрылись кандыки,
Весенние цветочки на тонких стебелёчках.
Как ты красив весной Кузнецкий край родной.
Когда цветут цветочки на тонких стебелечках!
2 Реб: Спозаранку, спозаранку,
Шмель летит к лесной полянке.
Будет пить ее нектар,
Полосатый великан.
А саранка улыбается
И веснушки расплываются.
3 Реб: Вот цветок – огонёк.
Посмотри скорее,
Как Жар-птица горит,
Рви его быстрее.
Нет не буду я рвать.
Разве ты не знаешь?
Этот редкий цветок,
Землю украшает.
Стар: Спасибо, однако, вам. Теперь я знаю, что это за цветы. А в вашем времени растут такие цветы?
Вед: Да, бабушка Манак. Только они у нас редкие и рвать их запрещено. Дети, в какую книгу занесены редкие растения и животные?
Стар: Чудно, чудно.
Вед: Дедушка как ты много рыбы наловил, наверное сетью ловил?
Дед: Нет, уважаемая, острогой. Вот она – острога-то, ею и наловил. Но умею и сетью, по нашему – неводом.
Вед: А мы тоже умеем неводом рыбу ловить. Хочешь, мы с детьми покажем?
Дед: Конечно хочу.
(Игра «Рыбка-окунёчек»).
Дед: славная игра, какие вы прыткие, однако. Пляшите также ловко?
Вед: Да, давай дед Кузедей мы тебя научим нашим танцам
(Логоритмика).
Стар: Мой дед – мастер пословицы говорить, сказки сказывать. А загадок сколько знает!
Вед: Дедушка Кузедей, а загадки твои, наверное, интересные? Загадай нам.
Дед: Буду вам по-шорски загадывать, а потом по-русски
Парак шаштык кызычак эм иштинде чугурча. (сийбаш)
С растрёпанными волосами девочка внутри дома бегает. (веник)
Алып агаш пажинда алтын коок одурча. (торум)
На макушке богатыря-дерева золотая кукушка сидит. (шишка)
Вед: Спасибо, дедушка Кузедей. Как хорошо у вас в тайге. Какие вы с бабушкой Манак славные и добрые, но нам пора путешествовать дальше. Прощайте.
Стар: Прощаете, а напоследок скажу вам: пусть доброе слово в сердце проникнет, дурное слово пусть ветер унесет. Доброго вам пути.
Вед: Летопись времён не кончается,
наше путешествие продолжается
Прошло много, много лет. И по указу царя в Кузнецкий край ступили русские.
(Входит русский мужик с углём в руках)
Муж: Вот так чудо-чудное, камень то горючий, надо скорей спешить в деревню порадовать мужиков. Вот так чудо! Вот так находка: горит шибко, жарко, а как много его.
Мужиков надо на подмогу звать, накопать его поболе.
Вед: Как вы думаете, ребята, о каком горючем камне говорит этот человек? (ответы детей)
Давайте спросим этого человека, познакомимся с ним.
- Здравствуйте,
Муж: (кланяется) Доброго здоровья! Кто вы будете, дети малые, куда путь держите?
Вед: Мы путешественники из будущего, а вы кто?
Муж: Волков я, Михайлой зовут. Да вот поглядите-ка на мою находку: камень нашёл, горит хорошо.
Вед: Уважаемый Михайло, твоя находка называется каменный уголь. Ты даже не представляешь как он важен и полезен для человека. Его за ценность в наше время называют «чёрным золотом».
- Скажи, Михайло, а как вы уголь будете добывать?
Муж: Так ведь рубить будем, а как же иначе?
Вед: А в наше время построены специальные подземные шахты, куда добытчики угля – шахтеры спускаются. Но добывают уголь не вручную, а вырубают специальными машинами – комбайнами.
- У наших детей многие папы – шахтёры. Послушай, Михайло, дети расскажут о них.
1 Реб: Шахтёры, шахтёры
Какая забота.
Трудна и опасна
Ваша работа
Вы уголь стране добываете,
Почетней работы не знаете.
2 Реб: Как рано встаете спешите в забой
И термос, еду берете с собой.
3 Реб: Чисты и красивы пап наших лица.
Но стоит в шахту лишь только спуститься,
К концу каждой смены как сажа черны,
Становятся лица героев страны.
Вед: Да, уголь всем нужен заводам и ГРЭС
И он в наших шахтах конечно же есть.
Его мы добудем в Кузнецких горах
Он свет и тепло даст в наших домах.
Муж: Чудно, чудно.. А если шахта узкая попадется, где и машина не пройдет?
Вед: Вручную уголь рубить будут, и передвигаться почти ползком. Сейчас ребята покажут, как нужно пролезать в узкий тоннель и добывать уголь.
(Игра «Добыча угля»).
Муж: Ой, молодцы, ребятушки. Я ведь и знать не знал, и ведать не ведал, какой он важный уголёк – то. Пойду в деревню скорее к мужикам нашим, то-то они рады будут.
Вед: Наше путешествие по Кузнецкому краю подходит к концу. Мы на время закрываем летопись времён и возвращаемся домой.
Вед: Есть край особенный на свете
И этот край мы родиной зовем
Зовется он Кузнецким краем
Его мы любим, чтим и бережем.
(песня о Родине).
Вед: Ребята, теперь мы знаем, каким был Кузнецкий край, а какой он сейчас мы узнаем в следующем путешествии.