Шляндина Маргарита
Консультация «Когда следует показать ребенка логопеду?»
▼ Скачать
Устанавливать причины речевых расстройств должен логопед. В некоторых ситуациях может потребоваться дополнительная консультация других специалистов – это невропатолог, ортодонт, отоларинголог, сурдолог, детский психолог.
Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.
Публикация «Консультация „Когда следует показать ребенка логопеду?“» размещена в разделах
Активное формирование речи происходит в возрасте 2-3 лет, поэтому именно в этом возрасте целесообразно начинать консультироваться с логопедом. Особенно это касается родителей, чьи дети достигли 3 лет и не заговорили. В данном случае, без помощи логопеда или дефектолога уже не обойтись.
Дальнейшие логопедические консультации рекомендуется проводить раз в год. Такой контроль поможет своевременно отслеживать уровень речевого развития ребенка и определять его соответствие установленным возрастным нормам.
Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. Иначе это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить.
В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и грамматику, лексику, умение выделять звуки и различать их.
Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребё нок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».
Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя сходу сказать, сколько времени потребуется для коррекции, это очень индивидуально.
Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.
Неправильное произношение может возникать из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.
В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.
Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избавит малыша от дефектов речи.
Ещё одно возможное нарушение речи — заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации логопеда и невролога для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.
Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы при чтении или письме, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и далее по списку. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.
Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты.
В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле обойдётся решение проблемы.