Лариса Веренева
Книжки-развивайки «Мягкие сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики крайне важно для ребенка именно в дошкольном возрасте. Поэтому педагоги, работающие в ДОУ, уделяют этому аспекту детского развития особое внимание. Почему развитие мелкой моторики у детей так важно? Ответ кроется в строении мозговых центров человека. Дело в том, что центры головного мозга, которые отвечают за движение пальцев и речь, находятся совсем рядом. И если мы будем способствовать стимуляции мелкой моторики, то, таким образом, будем оказывать влияние и на развитие речи ребенка, что крайне важно для его нормального развития в целом. Кроме того, развитие мелкой моторики способствует самостоятельной деятельности ребенка в будущем.
Публикация «Книжки-развивайки „Мягкие сказки“» размещена в разделах
Мною разработаны мягкие сенсорные книжки- сказки. Наличие предметных, мобильных «мягких» картинок в книгах позволяет активизировать речевую деятельность и мыслительные процессы ребенка.
Данное пособие позволяет развивать у детей сенсорные способности, которое является основой успешного овладения любой деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Познание ребенком окружающей действительности, прежде всего, основывается на ощущениях и восприятиях. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.
Данное пособие можно использовать для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по закреплению пройденного материала, а также предоставлять детям эти книжки для индвидуальных игр.
Паспорт дидактического пособия
КНИЖКИ - РАЗВИВАЙКИ
«МЯГКИЕ СКАЗКИ»
Цель пособия
Развитие самостоятельности и инициативы воспитанников; познавательных интересов и способностей детей; интеллектуальное развитие на основе практических действий;активизация речи, развития творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.
Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вариативность Пособие позволяет решать программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей как в рамках НОД (развитие речи и обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, так и при проведении режимных моментов, в частности при организации игровой деятельности дошкольников.
Творческие находки 1. Вариативность предложенных игр и упражнений позволяют решать комплексно обучающие, развивающие и воспитательные задачи: развивать разговорную речь, логическое и модельно-конструктивное мышление, сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность, творческое воображение, воспитывать умение играть в парах.
2. Эстетическая привлекательность пособия, необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным
3. Оригинальность идеи - создание игрушки в форме мягкой книжки.
4. Данное пособие может быть предложено родителям для занятий с ребенком дома.
Автор Воспитатель: Веренева Лариса Владимировна
ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ
Мои мягкие книги- это мини-театр. Детям легче запомнить текст сказки и сюжетную линию, если они могут потрогать героев, самостоятельно переставить их в нужное место, т. к. дошкольникам свойственно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Книга и персонажи наших сказок, сделаны из прочно окрашенных материалов, хорошо стираются и проглаживаются. На страничках пришиты элементы фона (трава, ягоды, цветы, солнце, на которые впоследствии крепятся «картинки» героев сказки. Крепятся они с помощью пуговиц и контактной ленты.
Ход игры:
Для детей младшего возраста можно использовать для сопровождения прочтения (знакомства) сказки. Взрослый читает и просит ребенка «нарисовать картинку» в книжке (или с помощью взрослого) - присоединить героя сказки к страничке на пуговицу или контактную ленту. В дальнейшей работе, когда ребенок запоминает произведение, он сам может рассказывать сказку и делать изображение.
Сказки могут быть интересны как для малышам, так и детям постарше. От этого зависят и герои (персонажи) сказок или рассказов. В 6-7 лет ребенок может сам придумывать сказки или истории, используя различных персонажей, которые могут пополняться в зависимости от воображения детей.
С помощью книг можно играть с детьми в различные игры:
«Три медведя»
Предложить ребёнку разложить медведей по величине, вспомнить, как их зовут.
Вспомнить,что медведи любили кушать вкусную кашу. У каждого медведя была своя чашка. Большой медведь ел из самой большой чашки, медведь поменьше - из небольшой, а маленький медвежонок - из маленькой чашечки.
Большой медведь садился на самый большой стул, медведь поменьше – на небольшой стул, маленький медвежонок - на самый маленький стульчик.
Ребенку можно предложить расположить предметы по инструкции взрослого. Например: поставить самовар на стол, повесить часы в правый верхний угол, а окошко в левый верхний угол и т. д.
После вкусного обеда медведи любили поспать. Для большого медведя – большая кровать и подушка,для медведя поменьше-кровать и подушка – поменьше, а для самого маленького – маленькая кровать и подушка.
«Репка»
«КТО ЗА КЕМ»
Цель игры: учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление, знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Ход игры:
Просить детей (ребёнка) разместить героев в определенной последова-тельности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем собачку. Далее показывает и объясняет, что означает каждое понятие, и просить повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить Жучку за внучкой, мышку — последней, кошку — между дедом и бабкой, за кошкой — разместить собачку и т. д.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Цель игры: развитие внимания, наглядного мышления, связной речи.
Ход игры:
Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на поле сюжет сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем один ребенок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две-три фигурки-шаблоны местами. Ребенок должен сказать, что изменилось. Если дети успешно усвоили эту игру, можно попросить их самих про-должить игру, назначив ведущим одного из детей.
«РАССКАЖИ О КАРТИНКЕ»
Цель игры: расширение словарного запаса, развитие творческого мышления, наблюдательности.
Ход игры
Ведущий берет фигурку одного из героев и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый он или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.
Затем ведущий берет другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись. Если это не получается, ведущий задает наводящие вопросы: во что одет дед; старый он или молодой; что делает; большой он или маленький и т. д.
«УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Цель игры: развитие внимания, памяти.
Ход игры
Покажите детям фигурки героев сказки. Спросите, как их зовут. Затем попросить ребёнка отгадать загадку.
Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается.
(Собака)
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьет,
Песенки поет.
(Кошка)
Собой не птица,
Петь не поет.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)
Желтая, как солнце,
А не солнце,
Хвост имеет,
А не мышь.
(Репка)
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
(Кошка)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репа)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
(Собака) и т. д.
«ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»
Цель игры: освоение цифр, овладение навыками счета.
Ход игры
Вспомните вместе с детьми сказку. Когда будете рассказывать, показывайте цифры и выкладывайте их по ходу рассказа:
— Выросла репка, она была одна, затем появился дед, их стало двое, а дед был вторым. Третьей он позвал бабку, и их стало трое. Потом они позвали внучку — она была четвертой, и их стало четверо. (При каждом упоминании числа выкладываеть соответствующую цифру.) Затем им на помощь пришла Жучка, она была пятая, и их стало пятеро. Жучка позвала кошку, и их стало шестеро, а кошка была шестой. Седьмая — мышка, она помогла вытащить репку. При счете показываете на цифры и фигурки.
«Заюшкин урожай»
Мы с ребятами решили, что это продолжение сказки «Заюшкина избушка».
«НАЙДИ ПАРУ»
Задачи: развитие внимания, наблюдательности.
Ход игры:
Предложить найти две одинаковые стрекозы, божьи коровки, бабочки и т. д.
«ДВЕ КОРЗИНКИ»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Ход игры:
Предложить ребёнку помочь зайцу убрать урожай. Например овощи в большую корзину,а фрукты в маленькую (или правую, левую).
«СОБЕРИ В КОРЗИНУ»
Задачи: упражнять в счете до десяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.
Ход игры:
ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд морковь и яблоки. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько яблок больше, чем моркови? Что нужно сделать, чтобы моркови стало столько, сколько яблок? При этом уточняем, как получилось 3 моркови? Как получилось число 3?
«НАЙДИ ПАРУ»
Задачи: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику.
Ход игры:
раздать детям карточки с цифрами и предложить подобрать к ним столько же морковок или яблок.
«ДОМ»
Задачи: Закрепить знание цвета и геометрических фигур.
Ход игры:
Предложить детям, рассказать из каких геометрических фигур построен дом зайца. И каким они цветом.
«КАКОГО ЦВЕТА ПРЕДМЕТ?».
Задачи: Подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Закреплять знания основных цветов.
Зеленый - трава; желтый - репка, солнце; красный - ягоды, яблоко т. д.
«ПОДБЕРИ СЛОВО».
Задачи: Подбирать прилагательные к существительным.
Репа какая? Желтая, большая, сочная (яблоко, солнце и т. д.)
На этом функции моих книг не заканчиваются, можно использовать и для решения других задач воспитания и обучения. Дает возможность для творчества не только ребенка, но взрослого.
Делая мягкие книги для детей своими руками, я вкладываю в них частичку себя и своего тепла. Никакая купленная игрушка, не может быть дороже той, которая создана с любовью.