Галина Добренькая
КМО для воспитателей «Речь как средство общения!»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь как средство общения.
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребёнком.
Первое и особо важной формой совместной деятельности является - предметная, основы которой закладываются в младенчестве, в период эмоционально – личностного общения взрослого с ребёнком.
Публикация «КМО для воспитателей „Речь как средство общения!“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В раннем возрасте, когда на смену ситуативно – личностному общению приходит ситуативно – деловое (познавательное, предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у малыша не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием.
При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, её эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребёнок не понимает, восполняют не речевые средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности.
Большую роль играет при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительно – эмоциональный, предметный и деловой характер, становятся основной и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.
При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
В жизни человека нет другого такого бурного всестороннего развития, как в первые три года жизни.
В развитии детей раннего возраста необходимо предупредить возникновение и укрепление отрицательных чувств, таких, как страх, гнев, зависть и др., и всячески содействовать возникновению и укреплению положительных эмоций – радости, любви к окружающим взрослым и детям.
Причины речевых нарушений.
1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребнок пользовался ею, связывал е с выполнением тех или иных действий в игре.
2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребнок подражает тому, что слышит.
3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажнного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нбо и др.
5. Длительное пользование соской - способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда - отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
7. Если у ребнка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться врачу.
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребёнка, взрослому необходимо чётко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Уровни развития речи детей на этапах своего взросления.
К 2 годам:
• Обладает запасом в 200 – 300 слов;
• Пользуется в речи двух-, трёхсложными словосочитаниями;
• Прислушивается к словам и понимает их смысл;
• Называет предметы, изображённые на картинках;
• Хорошо знает своё имя, произносит его;
• Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;
• Выражает просьбу словами, а не только жестами;
• Использует существительные в разных падежах;
• Согласует предмет и действия («машина едет», «я хочу»)
К 3 годам:
• Самым значимым отличием речи трёхлетнего ребёнка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи;
• Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребёнок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи;
• Звукопроизношение ещё не полностью соответствует норме;
• В речи ребёнка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твёрдые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей;
• В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова – обобщения. Ребёнок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями;
• Если родители ребёнка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он ещё не может.
• Ребёнок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
К 4 годам:
• К 4 годам словарный запас ребёнка достигает 2000 слов;
• Словарный запас уже обогащён за счёт наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;
• У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р ;
• Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей;
• В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи;
• В активной речи появляются слова второй степени обобщения;
• В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь ещё не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследственность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
К 5 годам:
• Обладает словарным запасом около 3000 слов;
• Знает свой адрес;
• Пользуется предложениями из 5 – 6 слов;
• Умеет пересказывать;
• Правильно произносит практически все звуки;
• Определяет «право – лево», у себя, но не у других;
• Знает простые антонимы (Большой – маленький, твёрдый – мягкий)
• Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;
• Считает до 10;
• Знает значение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
К 6 годам:
• Обладает словарём около 4000 слов;
• Практически все звуки произносит правильно;
• Умеет рассказывать и пересказывать;
• Помнит и может описать прошедшие события;
• Пользуется сложными предложениями;
• Употребляет все части речи;
• Использует абстрактные и отвлечённы понятия;
• Рисует, заштриховывает и обводит;
• Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги;
• Различает и дифференцирует звуки речи.
Что необходимо помнить воспитателю при развитии речи у детей.
• Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов.
• Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.
• Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда.
• В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
• Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями.
• Речь воспитателя является примером для детей.
• Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают.
• Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.
• Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Речь является не врождённой способностью ребёнка, Приобретённой. Поэтому надо, Чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова. Ребёнок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.