Светлана Ситникова
Клуб по интересам «Картинки-пластилинки» (пластилинография)
▼ Скачать + Заказать документы
КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ «КАРТИНКИ - ПЛАСТИЛИНКИ»
Цель: Развивать ручную умелость у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
*Обучающие:
1-й год (первая младшая группа). Способствовать освоению основным приемам пластилинографии (отщипывание маленького кусочка пластилина, скатывание раскатывание между двумя пальцами, надавливание, размазывание пластилина подушечкой пальца, вдавливание деталей в пластилин); освоению правильной постановки пальца.
Публикация «Клуб по интересам „Картинки-пластилинки“ (пластилинография)» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
2-й год (вторая младшая группа) и 3-й год (средняя группа).
Научить пользоваться разными способами пластилинографии, которые сочетают в себе освоенные детьми приёмы: лепка из колбасок, лепка с использованием природного материала, рельефное рисование с помощью стеки, отпечатки.
Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его, не выходя за контур рисунка
Способствовать обучению передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Обучение работе на заданном пространстве.
Способствовать обучению принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
*Развивающие:
Способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, глазомера.
Способствовать развитию изобразительной деятельности детей.
Способствовать развитию интереса к процессу и результатам работы.
Способствовать развитию интереса к коллективной работе.
*Воспитательные:
Способствовать воспитанию навыков аккуратной работы с пластилином.
Способствовать воспитанию отзывчивости, доброты, умения сочувствовать персонажам, желанию помогать им.
Способствовать воспитанию желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Предполагаемый результат.
• Реализуют познавательную активность.
• У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются;
• Ребёнок умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Пояснительная записка.
Развивать руку ребёнка надо с раннего детства. Проблема развития мелкой моторики рук на занятиях по продуктивным видам деятельности очень актуальна. Это способствует развитию сенсомоторики. Работа с пластилином, один из продуктивных видов деятельности, в процессе которого дети могут рисовать картины пластилином – заниматься пластилинографией. Занятия пластилинографией способствует развитию внимания, памяти.
Занятия с детьми рассчитаны на три года обучения (младший, средний и дошкольный возраст).
Во время занятий с детьми предлагается пластилин разного цвета, используются эстетически красочные предметы, игрушки. Разумно чередуется активная деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление.
Особенности используемого материала (пластилина).
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять,
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
• Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).
• Для работы использовать плотный картон.
• Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин.
• На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
• После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
• В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.
Тематический плана занятий по пластилинографии с детьми первой младшей группы (2-3 года) 2013-2014 уч. год
СЕНТЯБРЬ
1-я – 4-я Мониторинг
Выявить уровень мелкой моторики на начало учебного года (индивидуально). Материал: диагностический материал
ОКТЯБРЬ
Приём: отщипывание.
Познакомить детей с пластилином и его свойствами через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем Пухлячком; научить детей разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
1-я «Волшебный пластилин» - «Пухлячок»
Материал: пластилин, игрушка «Пухлячок»
2-я «Осенняя берёза»
Материал: пластилин жёлтого цвета, стволом берёзы на картоне.
3-я «Заплатки на коврик»
Материал: пластилин, картон в виде коврика.
4-я «Листопад»
Материал: пластилин жёлтого и красного цвета, изображение дерева на картоне.
НОЯБРЬ
Приём: скатывание.
Научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
1-я «Горошки для цыплят»
Материал: пластилин жёлтого цвета, изображение цыплёнка на картоне.
2-я «Покормим птичек на кормушке»
Материал: пластилин жёлтого цвета, изображение кормушки на картоне, фигурки птичек
3-я «Конфетки на тарелочке»
Материал: пластилин, картонная тарелочка.
4-я «Пирожки для Машеньки»
Материал: пластилин жёлтого цвета, картонная тарелочка.
ДЕКАБРЬ
Приём: отщипывание, скатывание, надавливание.
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
1-я «Снег идёт»
Материал: пластилин белого цвета, картон.
2-я «Нарядное платье»
Материал: пластилин, картонный силуэт платья.
3-я «Бусы»
Материал: пластилин, контур ниточки на картоне.
4-я «Нарядная ёлочка»
Материал: пластилин, картонный силуэт ёлочки.
ЯНВАРЬ
Приём: раскатывание.
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и раскатывать их в колбаски между ладонями, прикреплять их к основе, располагать на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
1-я «Заборчик около дома»
Материал: пластилин, контур дома на картоне.
2-я «Снежинки»
Материал: пластилин белого цвета, синий или голубой картон.
3-я «Рельсы для паровозика»
Материал: пластилин чёрного цвета, изображение паровоза на картоне.
4-я «Лесенка для зайчонка»
Материал: пластилин, изображение зайчика и солнышка на картоне.
ФЕВРАРЬ
Приемы: отщипывание, скатывание, размазывание.
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
1-я «Как у котика усы – замечательной красы!»
Материал: пластилин чёрного цвета, изображение кота на картоне.
2-я «Я люблю свою лошадку»
Материал: пластилин чёрного цвета, изображение лошадки на картоне.
3-я «Арбузная долька»
Материал: пластилин чёрного цвета, изображение арбузной дольки на картоне.
4-я «Капель»
Материал: пластилин голубого цвета, изображение крыши с сосульками на картоне.
МАРТ
Приемы: отщипывание, размазывание.
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учитьдетей намазывать пластилин на картон; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
1-я «Цветы для мамы»
Материал: пластилин, изображение вазы на картоне.
2-я «Спрячем мышку в норке»
Материал: пластилин, изображение мышки и контура норки на картоне.
3-я «Облачко»
Материал: пластилин синего или голубого цвета, картонный силуэт облачка.
4-я «Аквариум для рыбки»
Материал: пластилин голубого цвета, картон прямоугольной формы, фигурки рыбок.
АПРЕЛЬ
Приемы: отщипывание, скатывание, размазывание, вдавливание.
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; учить детей вдавливать детали в пластилин формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
1-я «Мешок гороха»
Материал: пластилин жёлтого цвета, картонный силуэт мешка, горох.
2-я «Красивая тарелочка»
Материал: пластилин, картонная тарелочка, рожки.
3-я «Ёжик»
Материал: пластилин, контур ёжика на картоне, семечки подсолнуха.
4-я «Лошарик»
Материал: пластилин, контур лошадки на картоне, пуговицы.
МАЙ
Приемы: отщипывание, скатывание, раскатывание, размазывание, надавливание, вдавливание.
Продолжать знакомить детей с пластилином и его свойствами; учить создавать поделки методом пластилинографии с применением освоенных приёмов; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
1-я «Салют»
Материал: пластилин, картон.
2-я «Поможем зверятам солнышко найти» (открытое занятие для родителей)
Материал: пластилин жёлтого цвета, контура солнышка на картоне, настольный театр, настольная лампа.
3-я, 4-я Мониторинг
Выявить уровень мелкой моторики на конец учебного года (индивидуально).
Материал: диагностический материал.
Тематический план занятий по пластилинографии с детьми второй младшей группы (3-4года) 2014-2015 уч. год
СЕНТЯБРЬ
1-я – 4-я Мониторинг
Выявить уровень мелкой моторики на начало учебного года (индивидуально). Материал: диагностический материал.
ОКТЯБРЬ
Приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание.
Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. приемами выполнения налепов круглой формы на предложенную педагогом форму, работа по контуру. Закреплять умение детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, 7-10 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик.
1-я «Гроздь рябины»
Материал: пластилин красного цвета,контур грозди рябины на картоне.
2-я «Пуговицы для платья»
Материал: пластилин, картонный силуэт платья.
3-я «Солнышко»
Материал: пластилин жёлтого цвета, контур солнышка на картоне.
4-я «Гусеница»
Материал: пластилин зелёного цвета, контур гусеницы на картоне.
НОЯБРЬ
Приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, сплющивание, размазывание.
Закреплять умение детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, 7-10 мм, размазывать указательным пальцем пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, познакомить детей с приёмом пластилинографии – вливания одного цвета в другой.
1-я «Осенние листочки»
Материал: пластилин красного, жёлтого, оранжевого цвета, картонный силуэт листочка.
2-я «Наливное яблоко»
Материал: пластилин жёлтого, красного цвета, картонный силуэт яблока.
3-я «Воздушный шарик»
Материал: пластилин, контур воздушного шарика на картоне.
4-я «Солнышко»
Материал: пластилин жёлтого цвета, контур солнышка.
ДЕКАБРЬ
Приемы: отщипывания, скатывания, размазывание, надавливание.
Создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении изображённого предмета налепом из пластилиновых шариков.
1-я «Снеговик»
Материал: пластилин, контур снеговика на картоне.
2-я «Бантик для Маши»
Материал: пластилин, картонный силуэт бантика.
3-я «Новогодние игрушки»
Материал: пластилин, разные по форме и размеру картонные силуэты новогодних игрушек.
4-я «Новогодняя ёлочка»
Материал: пластилин, картонный силуэт ёлочки.
ЯНВАРЬ
Приемы: отщипывание, размазывание, вдавливание, отпечаток.
Познакомить со способом лепки - отпечаток; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
1-я «Солнце спряталось за тучку»
Материал: пластилин, изображение солнца, контур тучки на картоне, колпачки от фломастеров.
2-я «Кудряшки на барашеке»
Материал: пластилин, изображение барашка на картоне, колпачки от фломастеров.
3-я «Красивая тарелочка»
Материал: пластилин, картонная тарелочка, колпачки от фломастеров.
4-я «Золотая рыбка»
Материал: пластилин, изображение рыбки на картоне, колпачки от фломастеров.
ФЕВРАРЬ
Приемы: отщипывание, раскатывание.
Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Познакомить со способом лепки - «колбасками», расположение колбасок в прямом направлении.
1-я «Снежинки – холодинки»
Материал: пластилин голубого цвета, картон белого цвета.
2-я «Корзинка»
Материал: пластилин, контур корзинки на картоне.
3-я «Открытка для папы» (звёздочка)
Материал: пластилин красного цвета, контур звёздочки на картоне.
4-я «Самолёт летит»
Материал: пластилин, контур самолёта на картоне.
МАРТ
Приемы: отщипывание, раскатывание, размазывание.
Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины, размазывание колбасок, жгутиков.
1-я «Подарок маме»
Материал: пластилин, контур слова «маме» на картоне.
2-я «Травка для зайчат»
Материал: пластилин зелёного цвета,изображение зайчиков на картоне - полянке
солнышка на картоне.
3-я «Домик для зайчонка» (коллективная работа по р. н. с. «Заюшкина избушка»)
Материал: пластилин, контур домика на картоне.
4-я «Подснежник»
Материал: пластилин белого и зелёного цвета, контур подснежника на картоне.
АПРЕЛЬ
Приемы: отщипывание, скатывание, раскатывание, размазывание, вдавливание.
Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины, размазывание колбасок, жгутиков. Развитие творческого воображения детей при украшении изображённого предмета приёмов вдавливания.
1-я «Пасхальное яичко»
Материал: пластилин, картонный силуэт яичка, макаронные изделия, крупы, бусинки.
2-я «Укрась посуду»
Материал: пластилин, картонные силуэты предметов посуды, макаронные изделия, крупы, бусинки.
3-я «Укрась одежду»
Материал: пластилин, картонные силуэты предметов одежды, макаронные изделия, крупы, бусинки.
4-я «Рамка для фотографии»
Материал: пластилин, контур рамки на картоне, макаронные изделия, крупы, бусинки.
МАЙ
Учить самостоятельно выбирать приём пластилинографии для изображения предмета.
1-я «Одуванчики»
Материал: пластилин, контур стебелька и листьев одуванчика на картоне.
2-я «Бабочка»
Материал: пластилин, контур бабочки на картоне.
3-я, 4-я Мониторинг
Выявить уровень мелкой моторики на конец учебного года (индивидуально).
Материал: диагностический материал
Тематический план занятий по пластилинографии с детьми средней группы (4-5 лет) 2015-2016 уч. год
СЕНТЯБРЬ
1-я – 4-я Мониторинг
Выявить уровень мелкой моторики на начало учебного года (индивидуально). Материал: диагностический материал.
ОКТЯБРЬ
Приёмы: отщипывание, скатывание, раскатывание, надавливание, размазывание, вдавливание, вливание одного цвета в другой.
Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. приемами выполнения налепов круглой формы на предложенную педагогом форму, работа по контуру. Закрепить знания и умения детей приёмов пластилинографии.
1-я «Подсолнух»
Материал: пластилин жёлтого, черного цвета, контур подсолнуха на картоне.
2-я «Божья коровка»
Материал: пластилин красного, черного цвета, контур божьей коровки на картоне, колпачки от фломастера.
3-я «Созрели яблочки на яблоне в саду» (работа в парах)
Материал: пластилин коричневого, зелёного, красного, жёлтого цвета, контур ствола и веток яблони на картоне.
4-я «Витамины в баночке»
Материал: пластилин контур баночки на картоне, горох.
НОЯБРЬ
Приемы: отщипывание, раскатывание.
Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Продолжать знакомить со способом лепки - «колбасками», расположение колбасок по кругу спиралькой.
1-я «Воздушные шары»
Материал: пластилин, контуры шаров на картоне.
2-я «Бусы»
Материал: пластилин, контур ниточки для бус на картоне.
3-я «Клубочки для котёнка»
Материал: пластилин, изображение котёнка на картоне.
4-я «Мишка косолапый»
Материал: пластилин коричневого цвета, контур медведя на картоне.
ДЕКАБРЬ
Приёмы: отщипывание, скатывание, раскатывание, размазывание.
Упражнять в приёмах пластилинографии. Познакомить с рельефное рисование с помощью стеки. Развивать умение наносить стекой штрихи для более выразительной передачи образа.
1-я «Вырастала ёлка»
Материал: пластилин зелёного цвета, картонный силуэт ёлочки.
2-я «Пушистая ёлочка»
Материал: пластилин зелёного цвета, картонный силуэт ёлочки.
3-я «Снегирь»
Материал: пластилин, контур птички на картоне.
4-я «Синичка»
Материал: пластилин, контур птички на картоне.
ЯНВАРЬ
Приёмы: отщипывание, скатывание, раскатывание, размазывание, вдавливание.
Упражнять в приёмах пластилинографии. Познакомить со способом – лепка с использование природного и бросового материала.
1-я «Украсим ёлочку»
Материал: пластилин, контур ёлочки на картоне, бусинки.
2-я «Шубка для ёжика»
Материал: пластилин, контур ёжика на картоне, деревянная соломка.
3-я «Ваза с цветами»
Материал: пластилин, контур вазы на картоне, арбузные семечки.
4-я «Сова»
Материал: пластилин, контур совы на картоне, пшённая и гречневая крупа.
ФЕВРАЛЬ
Приёмы: отщипывание, скатывание, скатывание, надавливание.
Упражнять в приёмах пластилинографии.
1-я «Танк» - открытка для папы (скатывание, надавливание)
Материал: пластилин, контур танка на картоне.
2-я «Российский флаг» (скатывание, размазывание)
Материал: пластилин, контур флага на картоне.
3-я «Ракета» (скатывание, надавливание)
Материал: пластилин, контур ракеты на картоне.
4-я «Звёздное небо» (скатывание, размазывание)
Материал: пластилин, картон синего цвета.
МАРТ
Приёмы: отщипывание, скатывание, раскатывание, размазывание, надавливание, отпечаток.
Упражнять в приёмах пластилинографии, учить выбирать подходящий приём для изображения предмета (цветка).
1-я «Мимоза» - открытка для мамы (скатывание, надавливание, размазывание, отпечаток)
Материал: пластилин, контур стебля и листьев на картоне, стержень от шариковой ручки.
2-я «Астра» (раскатывание, надавливание)
Материал: пластилин, контуры стебля на картоне.
3-я «Ромашка» (скатывание, размазывание)
Материал: пластилин, контуры стебля на картоне.
4-я «Букет»
Материал: пластилин, изображение вазы на картоне и контуров стеблей.
АПРЕЛЬ
Приёмы: отщипывание, скатывание, раскатывание, размазывание, надавливание.
Упражнять в приёмах пластилинографии. Показать, что один и тот же предмет можно изобразить разными приёмами пластилинографии.
Материал: пластилин, контур светофора на картоне.
1-я «Светофор» (скатывание, надавливание)
2-я «Светофор» (скатывание, раскатывание, примазывание)
3-я «Светофор» (раскатывание, расположение колбасок в прямом направлении)
4-я «Светофор» (раскатывание, расположение колбасок по кругу по спирали)
МАЙ
Упражнять в приёмах пластилинографии. Продолжать учить самостоятельно выбирать тему рисунка и приём пластилинографии для изображения предмета. пластилин, картон квадратной формы
Материал: пластилин, силуэты разных предметов на картоне.
1-я «Укрась платочек»
2-я «Картинки – пластилинки»
3-я, 4-я Мониторинг
Выявить уровень мелкой моторики на конец учебного года (индивидуально).
Материал: диагностический материал.
Список литературы.
1. Абрамова Л. П. Пальчиковые игры. - М. : Карапуз, 2003.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» - М. : ТЦ «Сфера»,2009.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – М. : Издательство «Скрипторий», 2008г.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография - 1,2. - М. : Издательство «Скрипторий», 2006г.
5. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. М. : Мозаика-синтез, 2009г.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младший и средний возраст. – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА: ТЦ «Сфера»,2007.
7. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва «Мозаика – синтез», 2006г.