Наталья Гришина
Классный час «Преступление и наказание. Как их избежать»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час "Преступление и наказание. Как их избежать"
Цель классного часа :
*Воспитание правового сознания учащихся
* профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
*формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
*формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;
*развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Подготовительная работа:
*составление электронной презентации;
Публикация «Классный час „Преступление и наказание, Как их избежать“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Наказание и поощрение детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
*подготовка раздаточного материала.
I Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Начнём мы сегодня наше занятие с того, что пошлем, друг другу добрые мысли и добрые чувства, настроимся на наше занятие. - Я уверенна! - Я способен! - Я со всем справлюсь! - Я хочу многое знать. - Я буду знать. - Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. - Тема нашего классного часа - "Преступление и наказание. Как их избежать".
Слайд 1
II. Работа по теме занятия. 1. Почему люди совершают преступления? Ответственность за совершение преступления несет сам человек. Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни, ему решать:
- идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях,
-или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы.
Слайд2
- Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему?
- На этот вопрос мы сегодня с вами будет находить ответ
2. Основная часть
Итак, мы с вами отметили, что:
2. Растут число и тяжесть преступлений :
*насильственных и корыстно-насильственных;
*совершенных в группах, под руководством взрослых;
*совершенных девушками.
Слайд3 (статистика)
Действия подростков отличают крайняя жестокость, дерзость, агрессивность. За последние годы число умышленных убийств увеличилось на 103%, разбойных нападений - на 108%, тяжких телесных повреждений - на 80%, грабежей - на 37%.
Преступность молодеет. Как вы думаете, почему? Причины этого кроются в том, что последнее время наблюдается: что?
-резкое падение уровня жизни большей части населения;
-социальная незащищенность;
- неуверенность в завтрашнем дне.
По данным криминологических исследований, около 80% детей, доставляемых в приемники-распределители для несовершеннолетних, - в возрасте до 14 лет, все из неблагополучных семей, многие страдают зависимостью от алкоголя, наркотиков и токсических средств.
Слайд 4
Многие подростки, совершая плохие поступки, не понимают, что они совершают правонарушения и преступления, за которые нужно нести ответственность.
3. Игра. «Пойми меня»
Два-три человека выходят за дверь. Те, кто остался в классе, получают карточки с одним из слов пословицы "Семь раз отмерь - один отрежь". Когда вышедшие ученики вернутся в кабинет, те, кто получил карточки, хором произносят свои слова. Задача вошедших - понять, что сказали их одноклассники. ( После нескольких попыток угадать пословицу воспитатель объясняет смысл игры: говорит один - все слушают, так и мы будем поступать, когда говорит один, остальные слушают) объяснить смысл пословицы (Прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать).
4. А теперь послушайте одну историю. Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились в шестом классе, когда Сергей впервые появился в школе, где учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. В последнее время они одержимы идеей - купить скейтборды, которые стоят очень дорого. У всех друзей они уже есть. Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину цены. Мальчики догадывались, что скейтборды краденые, но все равно обрадовались, считая, что им выпал счастливый случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег.
Обсуждение
- Кто из вас считает, что стоит сделать подобную покупку и почему? - Кто против покупки? Почему вы так думаете? За. Против. Сомневаетесь. - Кто из вас сомневается и почему?
-Ребята, встречались в вашей жизни подобные случаи?
(Ребята по очереди обосновывают свое мнение.)
-Подумайте, если мальчики купят у знакомого парня ворованные скейтборды, может ли это быть расценено как соучастие в преступлении?
- Что ждет молодых людей в этом случае?
Давайте вспомним о том, что такое преступление?
Слайд 5
- Преступление - это деяние, которое представляет опасность для человека, общества или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом.
Слайд 6
-Какие могут быть преступления?
Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие - групповое преступление, совершенное умышленно.
Слайд 7
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на:
*преступления небольшой тяжести;
*преступления средней тяжести;
*тяжкие преступления;
*особо тяжкие преступления
Вернёмся к нашей истории. Проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги.
У Сергея были небольшие сбережения - деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда выпросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму. У Алексея даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание и покупку самого необходимого. И снова на выручку друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые те смогут позже отработать, оказывая ему некоторые услуги. Мальчики решили подумать и дать ответ через пару дней.
Обсуждение вопросов: - Ребята как вы считаете:
*Какие опасности могут их ожидать в случае согласия работать с этим знакомым?
*Какова вероятность того, что ребята будут втянуты в преступление?
*Можно ли привести примеры, где сложилась подобная ситуация? (Взрослые могут втянуть ребенка в преступление)
* Что она повлекла за собой?
- с которого возраста наступает уголовная ответственность?
Слайд 8
-с 14 лет.
Предлагаю послушать продолжение истории.
Придя домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных средств для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это может быть даже интересно для него, и согласился с предложением отца. Алексей, понимая, что у него нет возможности достать деньги, на следующий день дал знакомому свое согласие.
Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером он ждет Алексея, для него есть работа. Когда Алеша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи.
Продолжение обсуждения:
• Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации? (волнение, тревога, страх, неприятные чувства)
• Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации? (отказаться от предложения, другим способом заработать деньги)
• Что привело Алексея к тому, что он вынужден пойти на преступление? (желание иметь скейтборд, тяжелое материальное положение)
• Должен ли Алексей отказаться от этого и заявить на своего знакомого в милицию или сообщить кому-либо из взрослых?
Вывод: так как Алексей согласился, то вынужден быть втянутым в преступление.
- Предлагаю послушать, чем закончилась история.
Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая, с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелек, который лежал на тумбочке в прихожей, и бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники милиции, которых вызвали соседи.
-Ребята, подумайте, что произойдет дальше, чем закончится эта история… Как вы думаете? Подумайте, а пока :
5. Физминутка на внимание:
1. Сидя за партой, руки опущены. На счет1- правая рука на поясе,2- левая на поясе, 3-правая к плечу, 4-левая к плечу. 5- левая вверх. 6-7 –хлопки над головой, затем под счет движения рук в обратном направлении. Темп средний, переходящий в быстрый. 2 повторения.
Вернемся, чем закончится эта история… Как вы думаете?
6. Давайте обратимся к уголовному кодексу РФ и познакомимся со списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ.
Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:
Слайд 9,10, 11, 12,13.
*разбой, грабеж, кража, вымогательство;
*вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
*совершение убийства;
*умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
*умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
*угон и приведение в негодность транспорта;
*хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
*терроризм, захват заложника.
Слайд 14
Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:
*штраф;
*обязательные работы;
*лишение свободы на определенный срок;
*исправительные работы;
*арест;
*лишение права заниматься определенной деятельностью.
Слайд15
- Как вы думаете, какие меры воспитательного воздействия могут быть применены к подросткам, впервые совершившим преступление?
Применяются принудительные меры воспитательного воздействия:
предупреждение,
передача под надзор родителей,
возложение обязанностей загладить причиненный вред.
ограничение досуга и установление требований к поведению,
- Вернёмся к героям нашей истории. В отношении несовершеннолетних Владика и Алексея, после задержания их сотрудниками милиции, должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 161 Уголовного кодекса РФ (грабеж).
Слайд 16
В отличие от кражи (статья 158 УК РФ) при грабеже чужое имущество похищается открыто, т. е. в нашем случае - в присутствии человека (потерпевшего, который понимает характер происходящего. И, несмотря на то, что изначально планировалось совершить кражу, в вину будет вменяться именно грабеж.
Владик будет нести уголовную ответственность согласно п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ (он изначально знал о том, что будет совершено преступление, желал этого и предвидел последствия).
Знакомый мальчиков будет привлечен к уголовной ответственности как организатор преступления.
Алексей может быть освобожден от уголовной ответственности, если в ходе предварительного расследования и (или) в суде будет установлено, что он не знал о необходимости совершить преступление (отсутствует вина). Например, знакомый мог сказать Алексею, что вещи принадлежат ему, Владику или их родственникам, знакомым и требуется только помочь их перенести, перевезти и т. п. Следовательно, при отсутствии вины (не понимал, не осознавал и не предвидел преступные последствия своего поступка) Алексей не несет никакой ответственности.
Другой вариант таков. Алексей желал совершить кражу, но произошел грабеж. В таком случае применяется ст. 36 УК РФ - эксцесс исполнителя преступления. Поскольку Алексей не предвидел, не знал и не желал, чтобы Владик совершил грабеж, то он не несет ответственности по ст. 161 УК РФ. Алексей будет наказан за совершение кражи.
Обсудить вопрос:
Как должен был поступить Алексей, прежде, чем соглашаться помочь Владику?
(надо ли заходить в пустую квартиру и переносить вещи)
Вернемся к Сергею. Каким путем он заработал деньги? Может надо было поступить так как он?
Честным путем заработать деньги?
И чтобы принять правильное решение, нужно вспомнить еще раз пословицу: «Семь раз примерь – один раз отрежь». (Прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать).
7. Какие пословицы о воровстве вы знаете?
Пословицы:
*Что не твое - впрок не пойдет.
*Лучше свое отдать, нежели чужое взять.
*На чужой каравай рот не разевай, а пораньше
вставай да свой затевай!
*Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок.
Слайд 17.
Давайте сделаем вывод: Читая эти пословицы, мы еще раз убеждаемся в том, что нельзя воровать. Деньги нужно зарабатывать честным путем.
человек всегда несет ответственность за свои поступки, даже если он пытается обойти закон, то наступает божья кара. Об этом нам напоминает многим известная притча о воровстве
Послушайте ее.
8. Притча.
Корыстью необузданной влеком,
Вор молодой в чужой забрался дом.
И чтобы впредь нужды ему не знать,
Чужим добром мешок стал набивать.
Бесцеремонно шаря в доме том,
Нашёл кувшин серебряный с вином.
В котором для воров — а кто им рад? —
Хозяин растворил смертельный яд.
Богатство и вино! Веками вы
Неопытных лишали головы!
И вор, ведомый жадностью, не смог
Сдержать соблазн и сделал шаг в силок:
Бессовестно зарвавшийся простак
Находку посчитал за добрый знак
И зелья, как воды в жару, хватил,
Вскричал и на пол грохнулся без сил.
Что понял он в последний жизни миг?
Какую боль вместил предсмертный крик?
Быть может, если б снова жизнь начать,
Не стал он на чужое посягать…
Так гибнут люди грешные порой,
Ведомые своею волей злой.
Людская зрима Господу вина —
За каждый грех заплатим мы сполна!
Нейдёт добро ворованное впрок,
Содержит яд украденный кусок.
Идущие неправедной стезёй
За кражу платят жизнью иль душой.
Кто ж обманул и месть, и правый суд
От Божьего суда не убегут.
Вывод: Если вору удается обойти закон, что часто наблюдается в жизни, то его обязательно ждет кара божья, помни об этом.
9 Физминутка. Этюд для души «Сотвори в себе солнышко»
Закройте глаза, представьте в своем сердце звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром - звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку! Теперь звездочка становится большой, как Солнце. Она несет тепло всем-всем. (Развести руки в стороны перед собой)
10. Закрепление
Ребята! О чем мы говорили на занятии? (О преступлении и наказании и как их избежать) А теперь ответьте на вопросы. Из предложенных ответов вы должны выбрать и прочитать правильный
Слайд 18
Вопросы
1. Нецензурная брань учащихся в школе – это издержки культуры или противоправное деяние?. (КоАП ст. 158, мелкое хулиганство).
2. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности?. (УК ст. 20, с. 16 лет, а по отдельным случаям – с 14 лет).
3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?. (УК ст. 20,163, да).
4. В каких случаях к несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия?. (УК ст. 90, впервые, преступление небольшой или средней тяжести).
5. Предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица. (преступление).
6. Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления….(наказание).
Ответы (выбрать правильный ответ)
(УК ст. 90, впервые, преступление небольшой или средней тяжести,
наказание
преступление,
КоАП ст. 158, мелкое хулиганство,
УК ст. 20, с. 16 лет, а по отдельным случаям – с 14 лет.).
УК ст. 20,163, да
Слайд19
Давайте еще раз вспомним, как избежать преступление. ( Честно зарабатывать деньги и правильно организовывать свой досуг: занятия спортом, походы, рыбалка, охота, чтение книг и т. д.)
Слайд 20
Составление памятки
«Как не допустить правонарушение?».
Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность
Слайд 21.
Тебе выбирать, и помни, что:
Слайд 23
Главное – иметь чистое сердце.
Жизнь – возможность, используйте ее;
Жизнь – красота, восхищайтесь ею;
Жизнь – мечта, осуществите ее;
Жизнь – богатство, дорожите им;
Жизнь – любовь – наслаждайтесь ею;
Жизнь – борьба, выдержите ее;
Жизнь – приключение, решитесь на него;
Жизнь – счастье, сотворите его;
Жизнь слишком прекрасна, не губите ее;
Жизнь – это жизнь, боритесь за нее.
11. Рефлексия
Сегодня я убедился что…Ответы детей (что деньги надо зарабатывать честным путем, правильно организовывать свой досуг и др.)
Я знаю, что (за свои поступки необходимо отвечать, …)
Теперь я умею (Кражу отличить от разбоя)
12. Итог: Что интересного было на занятии, Чему вы научились?
Раздать памятки «Как не допустить правонарушение?»