Получи документы

Классификация детских музыкальных инструментов

Оксана Скороходова
Классификация детских музыкальных инструментов
▼ Скачать + Заказать документы

Классификация детских музыкальных инструментов

Среди детских музыкальных инструментов и игрушек, используемых в музыкальном воспитании младших школьников, выделяют две группы:

созданные на основе народных (трещотка, бубен, барабан, ложки, баян и др.);

Темочки:

созданные по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой и др.) и являющиеся упрощенным подобием настоящих.

Хотя эти инструменты не полностью воспроизводят звучание настоящих, они носят их названия и схожи с ними по внешнему виду и способу извлечения звуков.

При этом музыкальными игрушками обычно называют инструменты, используемые в сюжетных и дидактических играх, а детскими музыкальными инструментами — уменьшенные и упрощенные копии настоящих.

Помимо этого, выделяют также два типа музыкальных игрушек-инструментов : неозвученныеи озвученные.

Неозвученные— это игрушки, лишь изображающие музыкальные инструменты (пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами и т. д.). Они предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, что способствует проявлению воображения и фантазии, инициирует исполнение знакомых песен, импровизацию своих собственных. Эта деятельность развивает творческие и музыкальные способности младших школьников.

Озвученные игрушки-инструменты делятся на четыре вида в зависимости от характера их звучания:

со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники и т. д. ;

построенные на одном звуке, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы: свирели, дудки, рожки и т. д. ;

с заданной мелодией (инструменты-автоматы) : органчики, музыкальные шкатулки и т. д., во время игры на них действия детей носят механический характер;

с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, баяны, цитры, балалайки, домры и т. д.

На этих инструментах можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Существует еще одна классификация детских музыкальных инструментов по аналогии с классификацией инструментов симфонического оркестра: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые:

Группа струнных Цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы)

Группа духовых Флейта, губная гармошка, триола и др. Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки

Группа ударно-клавишных Игрушечные рояли, пианино Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, при нажатии клавиши

Группа клавишно- язычконых Баян, аккордеон, гармоника и т. д. Звук возникает, когда нажимают клавишу

Группа ударных Не имеющие звукоряда: бубны, кастаньеты, барабаны и др. — и имеющие звукоряд: металлофоны, ксилофоны Звук возникает при ударе по звучащему телу инструмента. При этом звукоряд может быть диатоническим и хроматическим. Изготовлены они на основе инструментов К. Орфа

В начальной школе используются также электромузыкальные инструменты, как правило, имеющие звукоряд. Их разновидностей в настоящее время очень много.

Особым разнообразием и выразительными возможностями отличается группа ударных инструментов :

одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты;

другие (металлические или имеющие металлические части)«звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, бубенцы;

третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Для духовых инструментов характерен либо светлый, нежный тембр (флейта, либо более насыщенный (саксофон, либо яркий и даже резковатый (триола).

Струнные музыкальные инструменты и игрушки отличаются нежным, мягким, приглушенным тембром.

Отмечая широкое многообразие музыкальных игрушек-инструментов, применяемых в работе с детьми, А. Н. Зимина говорит о том, что это дает возможность, с одной стороны, удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего — когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов. С другой стороны, игра на них предполагает овладение навыками различной степени сложности — начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах или струнах.

Музыкальные игрушки и инструменты, используемые в работе с детьми, должны отвечать ряду требований:

быть хорошо настроенными;

иметь определенный чистый тембр;

быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;

обладать простой конструкцией;

быть прочными, пригодными для частого использования.

Приемы игры на детских музыкальных инструментах

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку.

Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени.

Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке.

Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным.

Маракасы - древнейший ударно-шумовой инструмент типа погремушки - небольшой пустой сосуд из высушенной тыквы или из сплетённых ивовых прутьев, наполненный камешками или другими мелкими твёрдыми предметами. При встряхивании издаёт характерный шум.

Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен.

Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам (подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой матерней в несколько слоев или ватой.

При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим и, если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой - звук сразу прекратится.

Бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место удара — ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс, к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.

Трещотка - представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо взявшие за крайние пластины имитируют хлопки в ладоши. Пластины при этом ударяются друг о друга. Издавна известна как русский национальный инструмент.

Ложки - своеобразный русский инструмент держат их за ручки и (в младшем возрасте) ударяют друг о друга тыльными сторонами.

Методика обучения игре на музыкальном инструменте

Начинают обучение детей игре на музыкальных инструментах с шумовыхинструментов : ложках, бубнах, погремушках, музыкальных молоточках, коробочках и др. только по том на звуковысотных (н-р, на металлофоне). Важно привлекать внимание учащихся к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные характеристики: нежный (колокольчик, звонкий (металлофон, четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу, пению.

Существует несколько способов обучения игры на мелодических инструментах : по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение младших школьников игре по нотамочень трудоемко и редко используется в практике. Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игры на инструментах, но музыкальный слух при этом не развивается, т. к. у детей активизируется в основном зрительное восприятие, зрительная память. Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, также приводит к механическому воспроизведению мелодии. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Для этого используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Можно также показывать рукой движение мелодии, одновременно пропевая ее.

Методика обучения игре на любом музыкальном инструменте должна включать следующие этапы:

1. Знакомство с инструментом - историей создания, конструктивными особенностями, исполнительскими возможностями;

2. Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук, и т. д. ;

3. Освоение основных приемов звукоизвлечения;

4. Развитие исполнительского мастерства - работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

5. Целостное воспроизведение музыкального произведения.

Методика обучения игре на инструментах построена по принципу постепенного усложнения исполняемых попевок и песенок. Вначале ребенок играет мелодии, построенные на одном звуке, затем на двух, трех соседних звуках, и только потом учится исполнять мелодии с интервалами. Необходимо, чтобы ребенок играл на инструменте только хорошо ему знакомую мелодию. Подпевать он может только в том случае, если может чисто интонировать мелодию.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он свободно лежит на указательном пальце, его слегка придерживают большим, направлять удар нужно на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.

После того как металлофон освоен, детей обучают игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.

Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования. Существует несколько видов детского оркестра :

шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда,

ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов,

смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Шумовой оркестр можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. Ансамбль ложкарейтоже можно организовать, начиная с 1 класса. В него можно включить несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.). Смешанный оркестр организуют, как правило, со 2 класса.

Прежде, чем дети смогут коллективно музицировать в оркестре, необходимо провести с ними много индивидуальных и подгрупповых занятий. Заниматься с детьми игрой на музыкальных инструментах можно как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности поэтому в школе должно быть достаточное количество шумовых и мелодических инструментов. В игре на музыкальных инструментах у детей развиваются музыкальные и коммуникативные способности, трудолюбие и творчество.

Задания для самостоятельной работы

1. Задания теоретические:

Изучить текст лекции. Ответить на вопросы (устно) :

1. Перечислить группы детских музыкальных инструментов.

2. Какие детские музыкальные инструменты входят в группу : струнных, духовых, ударно-клавишных, клавишно-язычковых, ударных?

3. Дать общую характеристику детскому музыкальномуоркестру.

4. Перечислитьэтапы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

2. Задания практические:

1. Составить таблицу «Классификация детских музыкальных инструментов» :

п/п Название группы, к которой относится музыкальный инструмент Название музыкального инструмента

1.

2.

3. И т. д.

Сохраните материал для портфолио.

2. Выписатьэтапы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

3. Изучите и отработайте приемы игры на доступных вам детских музыкальных инструментах, исполняя ритмическую основу простейших мелодий (народные потешки, песни).Оформите материал «Приемы игры на детских музыкальных инструментах» для портфолио.

Публикации по теме:

Мини-музей музыкальных инструментов в детском садуМини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.

Музыкально-ритмическая песенка-игра ко Дню птиц с использованием детских музыкальных инструментовМузыкально-ритмическая песенка-игра ко Дню птиц с использованием детских музыкальных инструментов Музыкально – ритмическая песенка-игра ко «Дню птиц» Автор : Галактионова Е. В. 22 марта на Руси издавна отмечали праздник «Жаворонки».

Фотоотчет о развлечении «Мир музыкальных инструментов» к Международному Дню музыкиФотоотчет о развлечении «Мир музыкальных инструментов» к Международному Дню музыки Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поздравляю всех с Международным днем музыки и хочу рассказать вам о развлечении, которое прошло у нас.

Проведение в ДОУ Недели музыки и музыкальных инструментовПроведение в ДОУ Недели музыки и музыкальных инструментов В период с 21 по 25 марта 2022 г. в нашем детском саду проводилась «Неделя музыки и музыкальных инструментов», которую провел музыкальный.

Картотека игр с использованием детских музыкальных инструментовКартотека игр с использованием детских музыкальных инструментов Картотека игр с использование детских музыкальных инструментов. 1. «В лесочке» Как в лесу в лесочке - сжимают и разжимают мешочек Белка.

Мастер-класс «Изготовление музыкальных инструментов «Ключики» для оркестра шумовых инструментов»Мастер-класс «Изготовление музыкальных инструментов «Ключики» для оркестра шумовых инструментов» Наши воспитанники любят слушать музыку. А еще больше они любят импровизировать на музыкальных инструментах. У нас в группе есть музыкальный.

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментовМастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов .

Мини-музей музыкальных инструментов «Гусельки»Мини-музей музыкальных инструментов «Гусельки» .

Мини — музей «Музыкальных инструментов» в группе.Мини — музей «Музыкальных инструментов» в группе. Каждую зону в группе мы оформляем так, чтобы детям понравилось и они захотели там играть. Так мы открыли мини - музей музыкальных инструментов.

Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов»Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов» Мир музыки интересен и важен для всех. В начале учебного года в ДОУ запущен музыкально – образовательный проект для детей старшей и подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классификация детских музыкальных инструментов
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 22:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классификация детских музыкальных инструментов» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Скороходова (УИ 3100983) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД