Оксана Скороходова
Классификация детских музыкальных инструментов
▼ Скачать + Заказать документы
Классификация детских музыкальных инструментов
Среди детских музыкальных инструментов и игрушек, используемых в музыкальном воспитании младших школьников, выделяют две группы:
созданные на основе народных (трещотка, бубен, барабан, ложки, баян и др.);
Темочки:
созданные по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой и др.) и являющиеся упрощенным подобием настоящих.
Хотя эти инструменты не полностью воспроизводят звучание настоящих, они носят их названия и схожи с ними по внешнему виду и способу извлечения звуков.
При этом музыкальными игрушками обычно называют инструменты, используемые в сюжетных и дидактических играх, а детскими музыкальными инструментами — уменьшенные и упрощенные копии настоящих.
Помимо этого, выделяют также два типа музыкальных игрушек-инструментов : неозвученныеи озвученные.
Неозвученные— это игрушки, лишь изображающие музыкальные инструменты (пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами и т. д.). Они предназначены для того, чтобы создавать игровую ситуацию, что способствует проявлению воображения и фантазии, инициирует исполнение знакомых песен, импровизацию своих собственных. Эта деятельность развивает творческие и музыкальные способности младших школьников.
Озвученные игрушки-инструменты делятся на четыре вида в зависимости от характера их звучания:
со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники и т. д. ;
построенные на одном звуке, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы: свирели, дудки, рожки и т. д. ;
с заданной мелодией (инструменты-автоматы) : органчики, музыкальные шкатулки и т. д., во время игры на них действия детей носят механический характер;
с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, баяны, цитры, балалайки, домры и т. д.
На этих инструментах можно воспроизводить разнообразные мелодии.
Существует еще одна классификация детских музыкальных инструментов по аналогии с классификацией инструментов симфонического оркестра: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые:
Группа струнных Цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы)
Группа духовых Флейта, губная гармошка, триола и др. Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки
Группа ударно-клавишных Игрушечные рояли, пианино Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, при нажатии клавиши
Группа клавишно- язычконых Баян, аккордеон, гармоника и т. д. Звук возникает, когда нажимают клавишу
Группа ударных Не имеющие звукоряда: бубны, кастаньеты, барабаны и др. — и имеющие звукоряд: металлофоны, ксилофоны Звук возникает при ударе по звучащему телу инструмента. При этом звукоряд может быть диатоническим и хроматическим. Изготовлены они на основе инструментов К. Орфа
В начальной школе используются также электромузыкальные инструменты, как правило, имеющие звукоряд. Их разновидностей в настоящее время очень много.
Особым разнообразием и выразительными возможностями отличается группа ударных инструментов :
одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты;
другие (металлические или имеющие металлические части) — «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, бубенцы;
третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.
Для духовых инструментов характерен либо светлый, нежный тембр (флейта, либо более насыщенный (саксофон, либо яркий и даже резковатый (триола).
Струнные музыкальные инструменты и игрушки отличаются нежным, мягким, приглушенным тембром.
Отмечая широкое многообразие музыкальных игрушек-инструментов, применяемых в работе с детьми, А. Н. Зимина говорит о том, что это дает возможность, с одной стороны, удовлетворить интерес к музицированию детей всех возрастов, начиная с самого раннего — когда их знакомят с мелодичным звучанием погремушек, дудочек, и кончая применением уменьшенных моделей настоящих музыкальных инструментов. С другой стороны, игра на них предполагает овладение навыками различной степени сложности — начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах или струнах.
Музыкальные игрушки и инструменты, используемые в работе с детьми, должны отвечать ряду требований:
быть хорошо настроенными;
иметь определенный чистый тембр;
быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;
обладать простой конструкцией;
быть прочными, пригодными для частого использования.
Приемы игры на детских музыкальных инструментах
Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку.
Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени.
Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке.
Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным.
Маракасы - древнейший ударно-шумовой инструмент типа погремушки - небольшой пустой сосуд из высушенной тыквы или из сплетённых ивовых прутьев, наполненный камешками или другими мелкими твёрдыми предметами. При встряхивании издаёт характерный шум.
Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен.
Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам (подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой матерней в несколько слоев или ватой.
При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим и, если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой - звук сразу прекратится.
Бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место удара — ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс, к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.
Трещотка - представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо взявшие за крайние пластины имитируют хлопки в ладоши. Пластины при этом ударяются друг о друга. Издавна известна как русский национальный инструмент.
Ложки - своеобразный русский инструмент держат их за ручки и (в младшем возрасте) ударяют друг о друга тыльными сторонами.
Методика обучения игре на музыкальном инструменте
Начинают обучение детей игре на музыкальных инструментах с шумовыхинструментов : ложках, бубнах, погремушках, музыкальных молоточках, коробочках и др. только по том на звуковысотных (н-р, на металлофоне). Важно привлекать внимание учащихся к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные характеристики: нежный (колокольчик, звонкий (металлофон, четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу, пению.
Существует несколько способов обучения игры на мелодических инструментах : по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху.
Обучение младших школьников игре по нотамочень трудоемко и редко используется в практике. Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игры на инструментах, но музыкальный слух при этом не развивается, т. к. у детей активизируется в основном зрительное восприятие, зрительная память. Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, также приводит к механическому воспроизведению мелодии. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Для этого используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Можно также показывать рукой движение мелодии, одновременно пропевая ее.
Методика обучения игре на любом музыкальном инструменте должна включать следующие этапы:
1. Знакомство с инструментом - историей создания, конструктивными особенностями, исполнительскими возможностями;
2. Постановка исполнительского аппарата - корпуса, рук, и т. д. ;
3. Освоение основных приемов звукоизвлечения;
4. Развитие исполнительского мастерства - работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;
5. Целостное воспроизведение музыкального произведения.
Методика обучения игре на инструментах построена по принципу постепенного усложнения исполняемых попевок и песенок. Вначале ребенок играет мелодии, построенные на одном звуке, затем на двух, трех соседних звуках, и только потом учится исполнять мелодии с интервалами. Необходимо, чтобы ребенок играл на инструменте только хорошо ему знакомую мелодию. Подпевать он может только в том случае, если может чисто интонировать мелодию.
Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он свободно лежит на указательном пальце, его слегка придерживают большим, направлять удар нужно на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже.
После того как металлофон освоен, детей обучают игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.
Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования. Существует несколько видов детского оркестра :
шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда,
ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов,
смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).
Шумовой оркестр можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. Ансамбль ложкарейтоже можно организовать, начиная с 1 класса. В него можно включить несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.). Смешанный оркестр организуют, как правило, со 2 класса.
Прежде, чем дети смогут коллективно музицировать в оркестре, необходимо провести с ними много индивидуальных и подгрупповых занятий. Заниматься с детьми игрой на музыкальных инструментах можно как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности поэтому в школе должно быть достаточное количество шумовых и мелодических инструментов. В игре на музыкальных инструментах у детей развиваются музыкальные и коммуникативные способности, трудолюбие и творчество.
Задания для самостоятельной работы
1. Задания теоретические:
Изучить текст лекции. Ответить на вопросы (устно) :
1. Перечислить группы детских музыкальных инструментов.
2. Какие детские музыкальные инструменты входят в группу : струнных, духовых, ударно-клавишных, клавишно-язычковых, ударных?
3. Дать общую характеристику детскому музыкальномуоркестру.
4. Перечислитьэтапы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.
2. Задания практические:
1. Составить таблицу «Классификация детских музыкальных инструментов» :
№
п/п Название группы, к которой относится музыкальный инструмент Название музыкального инструмента
1.
2.
3. И т. д.
Сохраните материал для портфолио.
2. Выписатьэтапы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.
3. Изучите и отработайте приемы игры на доступных вам детских музыкальных инструментах, исполняя ритмическую основу простейших мелодий (народные потешки, песни).Оформите материал «Приемы игры на детских музыкальных инструментах» для портфолио.