юлия
Кинезиология как воспитание здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания здорового ребенка была и остается наиболее актуальной в дошкольном учреждении, и она диктует необходимость поисков эффективных средств ее реализации. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольника в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Кинезиология как воспитание здорового ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
Ребёнок 3-7 лет проводит большую часть времени в детском саду. Поэтому задачей педагога является создание условий, раскрывающих резервы детского организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Реализовать данные задачи помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные здоровье сберегающие технологии. В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я делаю акцент на кинезиологию.
Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку. (слайд 2)
Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления в разных областях: (слайд 3)
- образовательная кинезиология,
-гимнастика ума,
нейрокинезиология,
спортивная кинезиология,
медицинская и др.
В Россию кинезиология пришла совсем недавно. Этот метод привезла Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991.
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие. Упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В результате в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Совершенствование процессов мышления у ребенка – дошкольника начинается с развития движений пальцев и тела. Наиболее эффективны эти упражнения в комплексе, сочетании друг с другом, т. к. позволяют выявить способности ребенка и расширить возможности его мозга. Поэтому очень важны для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, а также физкультминутки вовремя непосредственно образовательной деятельности.
Цель кинезиологических упражнений : создание новой нейронной сети, улучшение межполушарного взаимодействия через физические упражнения.
Реализации поставленной цели помогают следующие задачи:
- развитие межполушарной специализации;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
- развитие речи;
- формирование произвольности;
- снятие эмоциональной напряженности;
- создание положительного эмоционального настроя (слайд 4)
В своей работе я использую три группы упражнений. Остановимся более подробно на каждой из этих групп.
Первая группа включает движения, которые стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики. Ведущий механизм, лежащий в основе этих упражнений - механизм единства мысли и движения, способствующий совершенствованию интегрированных связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.
Вторая группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела. Это упражнения, главным образом снимают негативное влияние различных рефлексов.
Третья группа представляет собой упражнения, повышающую энергию тела.
Хотелось бы обратить внимание ещё на важные моменты в проведении кинезиологических упражнений : (слайд 5)
- нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей;
- если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то упражнения лучше проводить перед работой или между заданиями;
- кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.
- проводить эти упражнения можно при организации непосредственно образовательной деятельности: после выполнения детьми задания, как физкультминутку или между занятиями как динамическую паузу, а также в повседневной жизни детей (режимных моментах).
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений :
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог (родители) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно.
5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
6. Заниматься необходимо ежедневно.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения;
- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
- подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Кинезиологические упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Продолжительность занятий с детьми среднего и старшего возраста — 10–15 мин. Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро, день. Все упражнения педагог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики могут помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.