Федоряк А Г
Консультация «Кейс-технология в образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс-метод относится к современным технологиям проблемного обучения Сегодня мы познакомимся с Кейс методом, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности.
Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую д-ть и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.
Публикация «Консультация „Кейс-технология в образовательной деятельности“» размещена в разделах
-Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и колллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной д-ти : может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.
С помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться
Кейс- прогнозирование :
• Направлен на: умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
умение строить логические и обоснованные прогнозы
Кейс- неоднозначная ситуация
• Направлен на
проявление способности не только сопериживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
способность анализировать, строить гипотезы, предполагать
Кейс- проблемная ситуация
• Направлен на
умение воспитанников видеть возможный пародокс окружающих явлений;
способность формулировать проблему
Кейс- диспут
• Направлен на:
умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение;
способность вести конструктивный диалог
Кейс с добавлением внешней проблемы
• Направлен на:
умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение;
предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор
Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Наряду с этим, другими источниками является:
Художественная и публицистическая литература;
Произведения искусства
-музыка, изо, кино;
Статистические данные;
Научные статьи, монографии.
В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс иллюстрации или фото-кейсы, относящиеся к методу ситуационного анализа.
Дети должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
ГОВОРЮ СТУДЕНТАМ
Участники в группах выбирают "модератора", координирующего работу, "секретаря" - фиксирующего результаты работы и "шкипера" - представляющего проект на общее обсуждение. То же самое, я предлагаю сделать и вам. Определите, кем вы сегодня будете и прикрепите бейджики, соответствующие вашей роли. Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы
Первый этап: подготовительный. Знакомство с ситуацией (фотографией). В ходе рассматривания зачитывается текст:
«Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника»
Фото 1. «Суфлер»
На втором этапе: мотивационном, дети совместно со взрослым выделяют проблему, определяют целевую установку.
Постановка проблемы: «Как вы думаете, в чем проблема?»
(Ребенок мешает)
Задание: «Какие действия предпринять, чтобы ребенок не мешал остальным»
На третьем этапе: «мозговой штурм», педагог активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоционально-чувственный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковый деятельности воспитанников.
Решение: спрашиваю студентов
Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы
• дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь». Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».
Четвертый этап – анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, дети демонстрируют умения логически мыслить.
Вопрос «Почему мальчик так поступает?»
Хочет привлечь внимание
Хочет показать, что все знает
Хочет чтобы его похвалили
Вывод: необходимость знания психологических особенностей каждого ребенка своей группы и, в крайнем случае, привлечение педагога-психолога с целью формирования у ребенка адекватной самооценки и коррекции эмоционально волевой сферы.
Практическая часть «А теперь попробуйте самостоятельно, опираясь на алгоритм действий, заполнить таблицу алгоритма решения кейса для детей старшего дошкольного возраста