Андреева Марина Евгеньевна
Кейс-игры «Эковолонтер» в подготовительной группе
Сценарий кейс-игры «Эковолонтер» для воспитанников подготовительной группы.
Цель : Познакомить педагогов с современными формами и методами работы по экологическому воспитанию через вовлечение их в занимательную экологическую кейс-игру «Эковолонтер». Сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его значении в жизни социума.
Задачи игры:
- Мотивация специалистов дошкольного образования на организацию экологического образования детей.
Публикация «Кейс-игры „Эковолонтер“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Содействие становлению экологической культуры у детей дошкольного возраста.
- Совершенствование профессиональной компетентности специалистов дошкольных образовательных учреждений по внедрению инновационных технологий экологического образования периода детства.
- Развитие у педагогов гражданской инициативы и профессионального творчества.
Создать условия для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста:
-развития осознанного эмоционально-ценностного отношения к природе;
-познавательных интересов в области природоведения, краеведения, экологии;
-потребности детей к освоению основ экологических знаний, к практической природоохранной деятельности;
- активной деятельной позиции по сохранению природы и здоровья – своего и окружающих людей.
Участники игры:
- являются дети подготовительной группы. Участвующих в игре, может составлять от 8 до 15 человек.
Организатор кейс-игры :
- Педагог детского сада.
Место проведения кейс-игры : кабинеты специалистов, групповые помещения, экологический музей.
Оборудование:
-кейс – иллюстрация;
-фото-кейс;
-презентация.
Длительность проведения кейс-игры : 30 мин.
Ход кейс-игры :
В начале игры воспитатель собирает детей вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну добрых дел. Как вы думаете, почему некоторые дела, которые выполняет тот или иной человек, называются добрыми? (дети отвечают на вопрос).
- Правильно, когда человек, взрослый или ребенок, делает что-то для других, от чистого сердца, чтобы сделать другим приятно. Назовите мне, пожалуйста, какие добрые дела могут сделать дети по отношению друг к другу, к взрослому, к своим родителям? (дети отвечают на вопрос)
- Молодцы, ребята. А вы знаете кто такие Эковолонтеры. Эковолонтер ребята, это как раз тот человек, который помогает своими добрыми делами, всем кто в этом нуждается. Давайте рассмотрим картинки, которые висят на доске и поговорим о том, что произошло и что нужно сделать, что бы решить эту проблему.
Кейс-задания 1 «Спасатели животных».
Воспитатель: В конце лета мы вернулись с дачи, а наши соседи - из отпуска. Все дворовые друзья, наконец, встретились и с удовольствием гуляли в любимом дворе. В один из вечеров мы нашли около забора картонную коробку, а в ней копошились маленькие пушистые комочки. Комочки мяукали. У них уже открылись глазки. Котята смотрели на мир огромными полными ужаса глазами и беспомощно тыкались в стенки коробки. Вечер был прохладным. Осень! Заморосил дождь. Начинало смеркаться. Нам уже пора было расходиться по домам, но мы с ребятами всё не уходили, стояли над коробкой. Ваня сказал: «Они замерзнут, промокнут и погибнут здесь». «А мы при чем? А еще мама говорит, что они все бездомные - заразные», - откликнулся Костя. А Маша шмыгнула носом: «Жалко их. Они такие хорошенькие! Маленькие, а уже несчастные…»
Воспитатель: Что же делать ребятам? В чем опасность бездомных животных? Что же делать нам всем, чтобы не было брошенных животных? Как можно помочь брошенным животным? Что мы можем сделать для них? Обоснуйте свои предложения. (Дети обсуждают и отвечают на поставленные вопросы, как нужно поступить в данной ситуации.)
Кейс-задания 2 «Защитники растений».
Воспитатель: В одной семье было много комнатных растений – настоящий зимний сад. Все гости восхищались этим живым великолепием. Наступили зимние каникулы, и семья уехала в новогоднее путешествие, а присматривать за растениями попросили соседку. Но соседка заболела и ни разу за неделю
2 / 3
не смогла зайти в квартиру, чтобы поухаживать за растениями. А когда семья вернулась из путешествия, они застали грустную картину. Папоротники побледнели, многие их листочки засохли и даже опали. У гибискуса листья повисли словно тряпочки. У мирта кончики побегов поникли, а засохшими и опавшими листочками была засыпана вся поверхность земли в горшке. И только кактусы чувствовали себя хорошо.
Воспитатель: Зачем нам нужны комнатные растения? Как подобрать себе соседей из числа растений и создать благоприятные условия для них в разных помещениях? Что делать, чтобы всем комнатным растениям хорошо жилось у нас? Что делать с заболевшими растениями? Обоснуйте свои предложения.
(Дети обсуждают и отвечают на поставленные вопросы, как нужно поступить в данной ситуации.)
Кейс-задания 3 «Хранители чистой воды».
Воспитатель: Во всем мире у детей бывают каникулы. Отлично в каникулы съездить куда-нибудь! В прошлом году Володя летал на каникулы в Париж к маминой подруге. У маминой подруги есть сын – Поль. Володя подружился с Полем. Неделя каникул была очень насыщенной и пролетела как одно мгновение. И в этом году Поль приехал в гости к Володе. Поль – очень хороший парень, но немного странный. Например, он все время пытался пить воду из-под крана. Володя его останавливал: «Что ты! Этого ни в коем случае нельзя делать!». Поль недоумевал: «Почему? Я всегда так делаю у себя дома в Париже».
Воспитатель: Что бы вы ответили Полю? В чем причины загрязнения водных ресурсов? Какую воду можно пить, а какую нет? Как вода влияет на здоровье человека? Как определить качество воды? Какая вода у вас в водопроводной сети? Какую воду вы пьете? Что делать, чтобы вода стала чище? Обоснуйте свои предложения. (Дети обсуждают и отвечают на поставленные вопросы, как нужно поступить в данной ситуации.)
Воспитатель: А теперь ребята давайте немного отдохнем.
Физминутка «Юные экологи»
Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать, если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хорошо)
Кейс-задания 4 «Экосанитары».
Воспитатель: Сережа вернулся из путешествия по Европе и с удовольствием делился впечатлениями: «Там такая красота!». Одноклассники слушали и им было немного обидно, ведь в России тоже много красивых городов и уникальных природных объектов. Но Сережа вдруг сказал: «А еще там везде чисто, и нигде никакого мусора». Ребята задумались. А учительница, услышав их разговор, взяла с полки уже знакомую им книгу Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» и после недолгих поисков прочла такие слова из своей любимой сказочной повести: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету, иначе она вся зарастет баобабами».
Воспитатель: Откуда берется мусор? Какова обстановка с загрязнением среды в месте, где вы живёте? Чисто ли у вас во дворе дома, школы, детского сада, в вашем районе, селе, поселке, городе? В чем экологическая опасность замусоривания? Как поведение людей влияет на чистоту окружающей нас среды? Что можно сделать, чтобы вокруг нас было чище? Обоснуйте свои предложения.
(Дети обсуждают и отвечают на поставленные вопросы, как нужно поступить в данной ситуации.)
Кейс-задания 5 «Лесозащитники».
Воспитатель: Наташа любит ездить в гости к бабушке. С бабушкой всегда интересно. А вкуснее бабушкиных ватрушек вообще ничего на свете нет. А еще у бабушки хорошо гулять. Она живет в поселке, где есть при поселковый кедровник, куда можно ходить и
3 / 3
дышать смолистым лечебным воздухом. А еще в поселке есть красивейший парк. Его садил Наташин дедушка. Он раньше работал лесоводом и рассказывал Наташе, что в городах и поселках для очищения воздуха одних газонов недостаточно. Дедушка объяснял: «Чтобы фильтровать воздух в достаточной степени, система зеленых насаждений должна быть трехэтажная: необходимы кустарники, деревья повыше и деревья высокого яруса. Так мы и садили наш парк. Один из показателей чистоты воздуха в нашем парке - лишайники на старых деревьях». Наташа любит гулять в этом парке, но ей очень хочется, чтобы и в ее городе были такие чудесные места для прогулок
Воспитатель: Каково экологическое значение лесов и лесонасаждений? Какие уникальные места с лесными насаждениям и есть в том месте, где вы живете? Каково состояние ваших парков, лесопарков, аллей, бульваров и других объектов с лесными насаждениями? Что можно сделать, чтобы улучшить состояние этих объектов, увеличить их количество и площади? Обоснуйте свои предложения (Дети обсуждают и отвечают на поставленные вопросы, как нужно поступить в данной ситуации.)
Кейс-задания 6 «Апсайклинг».
Воспитатель: В субботу папа предложил: «А давайте сходим на Апсайкл-фест!». Петя удивился: «Что это?». Папа заверил, что это очень интересно: «Это фестиваль, где свои работы представили мастера, способные дать новую жизнь старому хламу. Из бочки они могут сделать стол, из канистры — мини-бар, из старых бутылок — светильники, из баннеров — сумки, а из лотков для яиц — украшения. Называется это явление апсайклинг. Люди занимаются реинкарнацией старых вещей. Дают им вторую жизнь». Долго папа с Петей ходили по выставке, и пришли домой, переполненные идеями.
Воспитатель: В чем польза апсайклинга? Как апсайклинг помогает улучшить окружающую среду на планете? Что можно сделать из бытового мусора? Как можно использовать отходы? Обоснуйте свои предложения. (Дети обсуждают и отвечают на поставленные вопросы, как нужно поступить в данной ситуации.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вы помните, кто такие эковолонтеры? Это люди: взрослые и дети, которые добровольно помогают другим людям (детям, больным, старикам, помогают животным, оказавшимся в трудной ситуации, хотят сделать край, где они живут, чистым и красивым.
-Быть эковолонтером, добровольцем ребята, очень хорошо и почетно. Про таких людей написано вот такое стихотворение:
Спасибо, скажем эковолонтёрам
Им стоит просто поклониться,
Не прибегая к разговорам
Они идут добром делиться
Они свой труд отдать и время,
Готовы там, где всех нужнее,
Ведь помощь людям им не бремя,
А мир становится добрее.
Так давайте ребята, будем делать больше добрых дел. Для начала по отношению к своим близким и друзьям. Будем сами, без подсказки помогать маме, играть с младшими братьями и сестрами, делиться с друзьями своими игрушками, сохранять в чистоте свой дом и окружающий мир.