Жданова Елизавета
Картотека сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
НА ПРИЕМЕ У ВРАЧА
В ходе игры достигаются следующие цели:
-усваиваются правила этикета — пациенту нужно поздороваться с врачом, рассказать о проблеме, поблагодарить за оказанную помощь, а медработнику — внимательно выслушать посетителя, проявить заботу;
-с помощью воспитателя дети узнают новые термины (диагноз, рецепт, терапия, процедура, учатся ими пользоваться;
-меняясь ролями, участники имеют возможность взглянуть на себя со стороны, оценить и улучшить свои игровые навыки, а значит, повысить культуру общения.
Публикация «Картотека сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Лечить игрушки и друг друга — одно из любимых детских развлечений, в «больничку» играют и малыши 3 лет, и воспитанники подготовительной группы детского сада. Популярность игры основывается на заложенном в человеке стремлении проявить сострадание, помочь ближнему, и это желание необходимо поощрять. Для проведения игры с маленьким ребенком достаточно 2–4 игрушек-пациентов (кукол или зверят) и минимального набора медицинских инструментов:
-термометр;
-стетоскоп;
-шприц;
-бинт.
Более сложные приборы, назначения которых малыш не знает, будут сбивать его с толку, отвлекая от игры, делая ее непонятной. Прежде чем лечить заболевшую игрушку, ее нужно вместе с ребенком пожалеть, погладить, «успокоить», а после — похвалить за терпение и смелость.
ВАЖНО! Обратите внимание ребенка на то, почему заболела та или иная игрушка (съела немытое яблоко, упала с высоких качелей) и как можно было этого избежать.
В ЗООПАРКЕ
Для малышей эта игра в первую очередь играет образовательную роль. Для ее проведения понадобятся разные игрушечные животные, причем от занятия к занятию их набор можно менять, выдавая ребенку информацию порционно.
Суть игры в том, чтобы, проходя по зоопарку, вспоминать с малышом все, что ему нужно знать о том или ином животном:
-как оно называется;
-какие звуки издает;
-где живет (на суше или в воде, домашнее оно или дикое).
Усложнять игру нужно по мере развития интеллекта и кругозора ребенка, добавляя новые данные о животных — как называются взрослые особи и детеныши, чем они питаются, какую пользу приносят человеку. Возможности сюжета «в зоопарке» позволяют разнообразить игру, подстраивая ее под различные цели. Кроме пополнения копилки знаний в ходе занятий происходит развитие речи и воспитывается бережное отношение к живой природе.
Организация игры с дошкольниками среднего и старшего возраста предполагает наличие билетной кассы: чтобы посмотреть на зверей, дети получают билетик, с которым проходят на территорию зоопарка. Воспитатель берет на себя роль экскурсовода и подводит посетителей к «клеткам». Животных могут изображать сами участники, причем вариантов игры в этом случае существует несколько:
-остальные ребята должны догадаться, кто перед ними, по звукам и движениям, которые производит «обитатель зоопарка»;
-пантомиму можно заменить вопросами игроков, например: «Ты хищник?», «Ты живешь в лесу?», «У тебя есть рога?»;
-ребенок, изображающий животное, загадывает про него загадку или сразу раскрывается, а остальные, изображая туристов, по очереди называют по одному признаку или факту, которые знают об этом звере, начиная со слов: «А знаете ли вы, что…»
В ШКОЛЕ
Дошкольники среднего и старшего возраста часто слышат о том, что нужно готовиться к поступлению в школу, некоторые уже посещают подготовительные курсы. Игра в учителя и учеников поможет детям 5–7 лет лучше представить себе, что ожидает их в будущем, примерить на себя новые роли. Перед началом нужно поговорить с ребятами о том, что они знают о школе, о работе учителя, о том, как надо себя вести.
Для организации игры понадобятся:
-школьная доска или ее имитация;
-несколько парт (по количеству детей);
-принадлежности для письма и рисования — мел, тетради, цветные карандаши.
Для начала нужно определиться с предметом. Пусть ребята выберут из предложенного списка, какой урок провести: рисование, счет, азбука, физкультура, окружающий мир. За один игровой сеанс, как правило, разыгрывается только какой-то один сюжет. После этого «учитель», в роли которого выступают по очереди сами дети, рассказывает «ученикам» что-то по выбранному предмету (например, как пишется буква «а» или чем зима отличается от лета) и дает остальным задание написать то же самое в тетрадях или ответить на вопросы устно.
Чтобы вести учет проведенным урокам и фиксировать активность участников, воспитатель заводит неофициальный журнал. После каждого занятия дети обсуждают, что им понравилось или не понравилось в игре, оценивают работу «учителя», выбирают тему и ведущего для следующего урока.