Наталья Зайцева
Картотека словесных игр
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении многих лет работаю по программе «Школа 2100», разделу «По дороге к азбуке». Накоплен определенный опыт работы со словесными играми, которые способствует расширению кругозора, повышению речевой культуры и успешной подготовки детей к школе.
Чтобы ребенок хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность, понимаемую как эмоциональное, положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремление к самостоятельному поиску решений познавательных задач, проявление инициативы, любознательности, коммуникативности и в этом неоценимую роль играют словесные игры.
Публикация «Картотека словесных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Словесные игры
- Темочки
Подготовка к школе - не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребёнком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием его личного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи.
Занимательные игры со словами, помогают раскрыть перед ребёнком сложный и многообразный мир русского языка, научить детей любить родную речь, помогают существенно расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развить у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, становятся прекрасными упражнениями в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника.
Систематические занятия со словесными играми, помогают ввести детей в увлекательный мир русского языка, где они в состоянии сделать удивительные открытия, которые смогут стать факторами их интереса к школьной учёбе, что само по себе немаловажно.
Сложность предлагаемых ребёнку словесных игр, стараюсь варьировать таким образом, чтобы ребёнок, с одной стороны, - смог успешно с ними справиться и порадоваться достигнутому им самим результату и, с другой,- всё же достигал этого результата с некоторым усилием сосредоточенности и внимания.
Систематические занятия со словесными играми проходят у нас в тесном сотрудничестве с родителями. Со словесными играми знакомлю родителей через информационные стенды, индивидуальные беседы, на родительских собраниях. Родители с удовольствием включаются в игровой процесс и получают массу положительных эмоций, знаний, узнают новые словесные игры, в которые можно играть с ребёнком по дороге домой, в транспорте, дома. Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в определённый творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений.
Предлагаю вашему вниманию часть словесных игр которые использую в своей работе с детьми.
«По дороге домой»
Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот пятиэтажный кирпичный дом. У него много окон и много подъездов. Вот стоит красная машина».
«Что я загадал?»
Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ними: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок»
«Загадай –мы отгадаем»
Составление ребёнком загадок – описаний.
«Из чего сделано?» (с мячом)
Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи»,а ребёнок,возвращая мяч, отвечает: «Кожаные»
«Чей хвост?»
Ребёнку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».
«Скажи наоборот»
Взрослый называет слово, а ребёнок – противоположное ему по значению: толстый - тонкий, сильный – слабый, кислый – сладкий, война –мир и т. д.
«Продолжи цепочку»
Взрослый называет одно-два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов : пища- еда - корм- продукты; идти- шагать-топать-шлёпать; весёлый –озорной- смешной.
«Скажи наоборот»
Взрослый произносит различные слоги. А ребёнок произносит слог наоборот. например6 ар -ра. ау - уа, му - ум.
«Телеграфист)
Ребёнок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша : мар –ме –лад, шко - ла,
че –ре-па-ха.
«Звуковая цепочка»
Взрослый называет первое слово, далее ребёнок называет слово, начинающееся с того звука. Которым заканчивается предыдущее слово. например: весна – акула-аист- торт- тесто- оса.
«Архитектор»
Ребёнок называет слово с заданным звуком и берёт одну деталь конструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее постройка.
«Собери мозаику»
Взрослый предлагает ребё нку собрать мозаики: зелёную- если в слове заданный мягкий звук, синюю –если твёрдый. Одно правильно придуманное слово –одна деталь мозаики.
«Отыщи слово, отыщи звук»
1. Землю роет старый к…от (крот)
Под землёю он живёт
2. Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла. пу (лампу)
3. На арену вышли …игры (тигры)
Мы от страха все притихли
Игра – задание «Назови лишнее слово»
Задание заключается в том, чтобы на слух отличать заданное слово от тех, что на него похожи. Например, ведущим выбрано слово «гора», но в повторе цепочка слов будет выглядеть следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Вот еще несколько вариантов подобных заданий:
1. Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.
2. Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Игра – задание «Найди слово - невидимку»
Ведущий рассказывает, что, оказывается, в некоторых словах русского языка спрятались еще и другие слова- невидимки. Пусть ребята попытаются их найти. Ведущий называет слова, в которых, как он утверждает, и запрятаны слова – невидимки.
Например слова : хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка
Игра на внимание «Качества предметов»
В ходе этой игры ребенок вспоминает, сравнивает и обобщает свойства разных знакомых ему предметов. Одновременно происходит закрепление таких понятий, как высота, ширина, длина, и классификация предметов по форме, размеру, и цвету.
Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом ведущим становится ребенок. Вот примеры вопросов:
-Что бывает высоким?
Ответы - столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что, что выше - дерево или дом; человек или столб.
-Что бывает длинным?
-Что бывает коротким?
-Что бывает широким?
-Что бывает узким?
-Что бывает круглым?
-Что бывает квадратным?
-Что бывает пушистым?
- Что бывает холодным?
-Что бывает острым?
-Что бывает белым?
-Что бывает черным?
Логическое упражнение «Самое важное»
Ведущий называет разные слова, обозначающие какой - либо предмет, и просят объяснить важность данного предмета для других понятий. Какое явление или событие не может обойтись без него?
Например дается слово «вода». Чего не может быть без воды? Ребенок дает ответы- реки, водопровода, чая, нельзя умыться и стирать. Уткам нельзя плавать и т. д.
Потом можно предложить ряд других предметов – пусть ребенок вспомнит, для чего или кого они самые главные. Например, карандаш, стекло, кирпич, дерево.
Игра В. И. Даля «Кузовок»
Эта старинная игра. Все играющие садятся за стол, ставят на него корзиночку и ведущий сначала объявляет:
-Эй, веселая детвора, все пожалуйста сюда. Гляньте все на кузовок. Он содержит все на «- ок». Положи вещь на «-ок» и передай соседу кузовок.
Потом ведущий говорит своему соседу по столу, передавая ему корзину: «Вот тебе кузовок, клади в него все слова, какие оканчиваются на «- ок», обмолвишься - отдашь залог».
Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова, оканчивающиеся на «- ок» «Я положу в кузовок клубок», «А я платок», «Я сахарок», «А я – замок». Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзину залог-платок, карандаш, значок и так далее. По окончании игры корзину накрывают чем – нибудь и кто-то один достает залог за залогом со словами : «Чей залог вынется, что тому делать?» Каждому назначают выкуп - попрыгать по комнате, песенку спеть, рассказать стишок.
Игра - задание «Найди в слове число»
Ведущий называет слова, в составе которых есть имя числительное. Задача детей - услышать и назвать его.
Например, стол, простой, трибуна, сторож, сорока, подвал, господин, стоянка, одиночество, семья, трио.
Конкурс «Урожай собирай»
Это простейший конкурс заключается в том, чтобы собрать как можно наибольший «урожай» слов на определенный звук, названный ведущим.
Одно условие – все предметы должны находиться в комнате, где проходит игра, в том числе можно называть предметы одежды, надетой на игроках.
Слова называются поочередно. Тот, кто затрудняется с ответом, выбывает из игры. Победитель - тот, кто продержится дольше остальных.
«Весь рассказ на одну букву»
Игра развивает творческое воображение, память, обогащает словарный запас.
Начинать сочинительство можно, тренируясь в малых формах.
Например, Толя топает топ-топ.
Утка учит утят.
Лошадь любит лакомство.
Дуне досталась долька дыни.
За тем переходить к связному рассказу. Самой распространенной «стартовой буквой» считается буква «п»
«Найди ель»
Ведущий предлагает детям вспомнить слова, в окончании которых есть слово ель. Победителем становится тот, кто назовет больше слов. (свиристель, постель, метель, карусель, карамель, кисель, капель, портфель)
Игра-упражнение «Тренинг слуховой памяти»
Ведущий читает вслух подборки слов, а ребенок должен повторить их в том же порядке.
1. Дом, дерево, солнце, ветер, небо.
2. Мама, брат, сестра, дядя, тетя.
3. Май, лето, среда, весна, сентябрь.
4. Луна, звезды, солнце, воздух, облака.
5. Море, река, озеро, пруд, болото.
6. Диван, стул, кресло, стол, кровать, шкаф, ковер.
«Перепутанные названия»
Дети отгадывают сказки, названия которых перепутала Баба Яга.
- «Суп из метелки»;
- «Царевна – пчела»;
- «Мальчик – великан»;
- «Гадкий котенок»;