Любовь Янкова
Картотека сказок с шумовым оформлением для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 3 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
Темочки:
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Правила знакомства со сказкой-шумелкой.
1. Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
2. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
3. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
4. Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
5. Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
6. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
7. Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
8. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
9. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
10. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
11. Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
12. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
13. Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
14. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
15. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
16. Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
17. Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
18. Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
В нашем учреждении со сказками-шумелками воспитатели и музыкальный руководитель работают очень давно. Используя такие сказки, дети с интересом их проигрывают и охотно их используют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности (в свободное время, а также с удовольствием их рассказывают своим родным дома. Сказки-шумелки позволяют раскрепостить ребенка, увлечь его в мир сказок и музыкальных инструментов. На занятиях они также знакомятся с различными самодельными, шумовыми инструментами, а также с бытовыми предметами, которые можно использовать в озвучивании сказки. Воспитатели и дети совместно с родителями изготавливают различные инструменты-шумелки, которые в дальнейшем ребята используют для озвучивания сказок. Очень часто проводят педагоги-наставники консультации и практические занятия с молодыми педагогами, используя сказки-шумелки.
Предлагаю вашему вниманию сказку, которую разработала сама.
Весенняя сказка для дошкольников "Весна – красна"
Ходила весна по свету, а под ногами хрустел снег: (мешочек с крахмалом)
распускались почки на деревьях, (треугольник)
появлялись первые листочки — оживала природа. (металлофон).
Устала весна от своего труда, присела на пенек и уснула. Замерла природа. Испугались звери лесные, что весна уснула. Стали думать, как ее разбудить. Приходила лиса — польку сплясала. (исполняется песня-танец «Наша полька»)
Прискакал зайка — заиграл на ложках. (под р. н. м. танец с ложками).
Прилетела птичка – песенку запела. (распевка «Птичка»)
Что только звери не делали, а весна не просыпается.
Приходил медведь — в барабан бил.
Не просыпается весна. Стали звери хоровод водить и слова говорить:
— Весна-красна,
Просыпайся и природе улыбайся! (2 раза говорят).
И случилось чудо — проснулась весна (металлофон)
и принялась за свою весеннюю работу:
- Побежали ручейки (журчание воды);
- закапали сосульки (треугольник);
- полетел весенний ветерок по веточкам (подуть в бутылочку);
- громче запели птицы (изображают голоса птиц).
Ожила природа, кругом слышны веселые весенние песни.
Предлагаю вам картотеку сказок-шумелок! Тексты к сказкам написаны авторами Е. и С. Железновы.
"ЁЛОЧКА"(с движениями)
Авторы текста Е. и С. Железновы
Росла в лесу ёлочка – СТОИМ НА МЕСТЕ, ВЫТЯНУВ РУКИ В СТОРОНЫ
По её веточкам прыгали белки– ПРЫГАЕМ С ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЕД (КСИЛОФОН)
Прилетал дятел – «ЛЕТИМ» ИЛИ ШЛЕПАЕМ РУКАМИ ПО БОКАМ.
И громко стучал клювом– ВЫТЯГИВАЕМ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПАЛЬЦЫ ВПЕРЕД, БАРАБАНИМ ИМИ ПО ТУЛОВИЩУ (СТУЧИМ ПАЛОЧКАМИ).
Иногда мимо проходил большой медведь– ХОДИМ, ПЕРЕВАЛИВАЯСЬ С НОГИ НА НОГУ (МЕДЛЕННО СТУЧИМ ЛАДОНЯМИ ПО БАРАБАНУ)
Иногда пробегал маленький зайчик – ПОДПРЫГИВАЕМ НА МЕСТЕ (КСИЛОФОН)
Вечером на елочку подул ветерок– ДУЕМ
Ночью над ней загорались звёздочки– ВЫТЯНУВ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПАЛЬЦЫ, КАК БЫ РИСУЕМ ТОЧКИ-ЗВЕЗДОЧКИ НАД ГОЛОВОЙ (ТРЕУГОЛЬНИК)
Летом около неё летали комарики– ШЕВЕЛИМ ПАЛЬЦАМИ В ВОЗДУХЕ, ПРИГОВАРИВАЯ «ЗЗЗ»
Зимой на неё падали белые снежинки– РИСУЯ УКАЗАТЕЛЬНЫМИ ПАЛЬЦАМИ ТОЧКИ СВЕРХУ ВНИЗ, ПОКАЗЫВАЕМ, КК ПАДАЮТ СНЕЖИНКИ (ЩИПАЕМ СТРУНЫ).
И укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.
"ЯБЛОНЬКА" (с движениями)
Авторы текста Е. и С. Железновы
В саду росла яблонька с красивыми белыми цветами – ВЫТЯГИВАЕИ РУКИ В СТОРОНЫ
На цветы прилетали пчёлы– ЛЕТАЕМ ПО КОМНАТЕ И ЖУЖЖИМ «ЖЖЖ».
Потом лепестки облетели– ПЕРЕБИРАЕМ ПАЛЬЦАМИ СВЕРХУ ВНИЗ (МЕТАЛЛОФОН)
И на ветках стали расти маленькие яблочки– ПАЛЬЦЫ ОКРУГЛЯЕМ, ПОКАЗЫВАЕМ, КАК РОСЛИ ЯБЛОЧКИ.
Каждое утро к яблоньке прибегал ёжик– ПОЛЗАЕМ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ (БАРАБАНИМ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)
И смотрел на яблоки– ПОДНИМАЕМ ГОЛОВУ ВВЕРХ, ФЫРКАЕМ ИЛИ СОПИМ НОСИКОМ.
Однажды ночью подул сильный ветер– ДУЕМ
Яблоки стали падать на землю– УДАРЯЕМ КУЛАЧКАМИ ПО КОЛЕНКАМ
Утром прибежал ёжик – ПОЛЗАЕМ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ (БАРАБАНИМ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)
И стал грызть самое большое яблоко.
"ЛЯГУШОНОК"
Авторы текста Е. и С. Железновы
Жил-был в маленьком пруду маленький лягушонок – ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ «КВА-КВА».
Над прудом летали маленькие комарики– ВОДИМ ПАЛЬЦАМИ В ВОЗДУХЕ, ГОВОРЯ: «ЗЗЗ»
Днём лягушонок ловил комариков– ВЫПОЛНЯЕМ ХВАТАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРИГОВАРИВАЯ «АМ».
А ночью плавал в пруду– ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (БУТЫЛОЧКА С ВОДОЙ)
Однажды лягушонок сказал:
- Я хочу ловить больших комаров!
И запрыгал по травке - ПРЫГАЕМ (БУБЕН).
Шла навстречу корова - МЫЧИМ
Лягушонок её спрашивает:
- Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?
Ничего не сказала корова, и лягушонок поскакал дальше- ПРЫГАЕМ (БУБЕН).
Бежала навстречу лошадь– ЦОКАЕМ ЯЗЫЧКОМ.
Лягушонок её спрашивает:
- Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?
Ничего не сказала лошадь, и лягушонок поскакал дальше - ПРЫГАЕМ (БУБЕН).
Доскакал лягушонок до большого пруда, где летали большие комары– ВОДИМ ПАЛЬЦАМИ В ВОЗДУХЕ, ПРИГОВАРИВАЯ «ЗЗЗ» (более низким голосом).
И только он хотел поймать комара, как вдруг услышал громкий треск – ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ
На берегу стоял большой аист и стучал длинным острым клювом– ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ.
И маленький лягушонок поскакал обратно в свой маленький пруд- ПРЫГАЕМ (БУБЕН).