Андреева Ульяна Анатольевна
Картотека прогулок в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Осень.
1. «Наблюдение за сезонными изменениями».
Цели: формировать понятия о смене времен года; уточнять представления об особенностях каждого сезона.
Основное содержание:
Стихотворение А. Майкова:
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Публикация «Картотека прогулок в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие вы знаете признаки осени?
Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются животные осенью к жизни?
Исследовательская деятельность:
Найти дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза.)
Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист.
Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цель: учить создавать радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.
Подвижная игра:
«Смелые ребята».
Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.
2. «Наблюдение за камнями».
Цели: формировать представление о камнях как части неживой природы.
Основное содержание:
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие бывают камни?
Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.)
Назови твердые камни.
Какими камнями легче рисовать на асфальте?
К какой природе они относятся? Почему?
Какие камни прочнее?
Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?
Могут ли камни издавать звуки?
Сравните камни на участке и в овраге.
Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.)
Исследовательская деятельность:
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Трудовая деятельность: Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.
Цель: учить трудиться сообща; развивать творческое воображение.
Подвижные игры:
«Камень, ножницы, бумага».
Цели: учить внимательно слушать воспитателя; развивать усидчивость.
«Ловкая пара».
Цель: учить бросать мяч под углом.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.
3. «Наблюдение за голубями».
Цели: продолжать закрепление знаний о птичьем мире; уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.
Основное содержание:
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей.)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
Какие птицы чаще всего прилетают на участок?
Где они живут?
Что они любят клевать?
Кто их кормит?
Где живут голуби?
Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку. ' Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается.
Какие перья в крыльях согревают голубя?
Почему голубей называют сизарями?
Почему голубь парит?
Трудовая деятельность: Развешивание кормушек на территории детского сада.
Цель: учить выполнению трудовых действий.
Подвижная игра:
«Летают, прыгают, плавают».
Цели: упражнять детей в беге; закреплять названия рыб, птиц, зверей.
Индивидуальная работа: «Сбей кеглю».
Цель: учить бросать мяч в цель; развивать меткость, внимание.
4. «Наблюдение за первым снегом».
Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.
Основное содержание:
Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью».
— Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят
На земле присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетает в воздух. Снег стаял. А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)
Какой он на ощупь? (Мокрый.)
Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)
Исследовательская деятельность:
Исследовательская деятельность
Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.
Сравнить две снежинки.
Определить место, где снег быстрее тает.
Найти место, где снег еще не растаял.
Трудовая деятельность: Утепление снегом корней деревьев.
Цель: закреплять представление о защитных свойствах снега.
Подвижная игра:
«Раз, два, три — беги!».
Цели: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.
Индивидуальная работа: «Попади в обруч».
Цели: упражнять в умении действовать по сигналу; закреплять умение метать предметы в цель.
Зима.
5. «Наблюдение за сезонными изменениями».
Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Основное содержание:
Стихотворение Н. Асеева:
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам.
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.
Воспитатель задает детям вопросы.
За каким месяцем идет декабрь?
Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
Какие защитные свойства у снега?
Найдите на нашем участке приметы зимы.
Трудовая деятельность: Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Подвижные игры:
«Игра в снежки».
Цель: закреплять навыки в метании предметов.
«Прыжки на одной ноге».
Цель: воспитывать чувство равновесия.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель:обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия.
6. «Наблюдение за хвойными деревьями».
Цели: закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Основное содержание:
Воспитатель задает детям вопросы.
Для чего нужен лес?
Что он дает человеку?
Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток.
Чем пахнет зима?
Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?
Какие деревья украшают лес зимой?
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
Исследовательская деятельность:
Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).
Трудовая деятельность: Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижная игра:
«Что растет в родном краю?».
Цели: закреплять названия деревьев; формировать словарный запас; прививать бережное отношение к природе.
7. «Наблюдение за метелью».
Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.
Основное содержание:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)
Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)
Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)
Исследовательская деятельность:
На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.
Трудовая деятельность: Изготовление вертушек для наблюдения за ветром.
Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески.
Подвижные игры:
«Метелица».
Цели: выполнять движения согласно содержанию игры.
«С кочки на кочку».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).
8. «Наблюдение за сезонными изменениями».
Цели: формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель, узнавать их приметы в поэзии; закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Основное содержание:
Ветры с юга прилетели,
Принесли с собой тепло,
И сугробы в раз осели,
В полдень с крыши потекло.
Февраль — последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.
Воспитатель загадывает детям загадки.
Висит за окошком
Кулек ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Исследовательская деятельность:
Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.
Трудовая деятельность: Уборка снега на участке малышей.
Цель: формировать трудовые умения, дружеские отношения.
Подвижная игра:
«С сугроба на сугроб».
Цель: формировать навыки прыжков в длину.
Индивидуальная работа: «Кто быстрее?».
Цели: упражнять в беге на скорость; совершенствовать технику прыжка в длину с места.
[h]3Весна.
9. «Наблюдение за сезонными изменениями».[/h3]
Цели: формировать представление о весенних изменениях в природе; учить видеть изменения в поведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.
Основное содержание:
Обратите внимание на оживленное поведение воробья. Заметили, какие изменения произошли в жизни птицы с приходом весны? (Воробьи радуются ей, задорно чирикают: чик-чирик, чик-чирик.) Рассаживаются на изгородях, ветках деревьев, кустарников. Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.
Воспитатель задает детям вопросы.
Давайте вспомним, чем питался воробей зимой? (Зернышками, крошками.)
А летом и осенью? (Клюют зернышки и семена растений.)
А весной? (Воробьи любят питаться мошками, комарами, гусеницами, тлей.)
Ребята, вы уже знаете, что воробьи весной занимаются строительством гнезда? Давайте поищем гнезда на территории детского сада. Строительство гнезда — дело нелегкое.
Из чего воробьи строят гнезда? (Из перышек, сухих травинок, кусочков ваты.)
А для чего воробьям гнезда? (В гнездах насиживают яйца.)
Да, воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживают яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы.
Пока птенцы маленькие, кто их кормит? (Родители.)
Чем родители кормят своих малышей? (Мошками, ко-марами и другими насекомыми.)
Растут воробушки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появляется еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе. Трудовая деятельность: Расчистка клумбы от прошлогодней травы.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижные игры:
«Кто быстрее?».
Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.
«Дальше и выше».
Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствие прыгать легко, беззвучно.
Выносной материал: Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, сочетать силу с быстротой.
10. «Наблюдение за капелью».
Цели: закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям.
Основное содержание:
Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.
С какой стороны сосульки длиннее — с солнечной и теневой? (С солнечной.)
Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они «растут».)
В морозный день сосулька растет или уменьшается? (Уменьшается, так как разрушается от мороза и ветра)
А в солнечный день? (Растет.)
С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной — солнце греет лед, и он превращается в воду.)
Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, другой — с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды.
А как вы думаете, где вода от сосулек будет чище — на участке детского сада или возле проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим еще один сосуд под сосульки, которые находятся возле дороги.
Наблюдение проводится на следующий день. Воспитатель спрашивает детей, в каком сосуде воды больше, в каком она чище.
Трудовая деятельность: Посыпание песком дорожек на участке малышей.
Цель: оказывать помощь малышам и их воспитателям.
Подвижные игры:
«Пятнашки», «Не замочи ноги», «Ветер».
Цели: закреплять умение бегать врассыпную, перепрыгивать через препятствия; учить внимательно слушать команды воспитателя, преодолевать препятствия.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений.