Валентина Коротаева
Картотека прогулок для старшей группы «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка 1
1. Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
• формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
• учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения
Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам.
Н. Асеев
Публикация «Картотека прогулок для старшей группы „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Старшая группа
- Темочки
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.
Воспитатель задает детям вопросы.
За каким месяцем идет декабрь?
Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
• Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
• Какие защитные свойства у снега?
Найдите на нашем участке приметы зимы.
Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.
Стихотворение М. Сухоруковой «Декабрь студеный» :
Как на речке изумрудные мосты,
Ну а в поле белоснежные холсты.
В заметенном студеном декабре
Семь погод все куролесят на дворе.
2. Трудовая деятельность
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
3. Подвижные игры:
Игра в снежки.
Цель: закреплять навыки в метании предметов.
Прыжки на одной ноге.
Цель: воспитывать чувство равновесия.
4. Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
Прогулка 2
1. Наблюдение за воробьем
Цели:
• продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;
• формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;
— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Ход наблюдения
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
• Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
• Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
• Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
• Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)
• Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
• Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)
Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь). Обсудить народные приметы и пословицы:
• Солнце в декабре светит, но не греет.
• Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.
• Год декабрем кончается, а зима начинается.
• В зимний холод всякий молод.
• Не велик мороз, да краснеет нос.
2. Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
3. Подвижные игры
«Попади в цель».
Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.
«Встречные перебежки».
Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.
4. Индивидуальная работа
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
Прогулка 3
1. Наблюдение за снегопадом
Цели: формировать представление о свойствах снега;
• закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде;
• развить чувство прекрасного.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
Воспитатель задает детям вопросы.
• При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?
• Почему снег хрустит под ногами?
Почему снег бывает рыхлый?
Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.
Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)
2. Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
3. Трудовая деятельность:
Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
4. Подвижная игра
«Снежная карусель».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
Прыжки на одной ноге.
Цель: воспитывать чувство равновесия.
5. Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Прогулка 4
1. Наблюдение за рябиной
Цели:
— расширять знания о рябине;
— продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения
Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Платье в красных бусинках — их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче рябинушки щеки детворы,
Щедрые у рябинушки для детей дары!