Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Скоро, скоро Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Зима. Декабрь 3 неделя.
Наблюдение «Снег».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Поддерживать интерес детей к загадкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Скоро, скоро Новый год“» размещена в разделах
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— В гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый. Снег.
— Дети, как вы думаете, что такое снег? (предположения детей).
— Снег – это зимние осадки. Осенью, когда шёл дождь, на земле, на асфальте появлялись что? (лужи).
— Когда заканчивался дождь, лужи высыхали, исчезали. А почему снег не исчезает? (предположения детей).
— Холодно, снег не тает, а лежит на земле, на асфальте. Дети, как вы думаете, кто рад снегу? (предположения детей).
Снег кружится,
Снег ложится
– Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!
С. Маршак
— Но больше всех радуются снегу растения. Снег, словно тёплое одеяло, укрывает траву, корни деревьев. Под толстым слоем снега, холод не заморозит растения. Дети, как вы считаете, чем опасен снег для нашего здоровья? (предположения детей).
— Если снег попадёт в наши сапоги, или под одежду, что с ним произойдёт?
— От нашего тепла снег растает, наша обувь, наша одежда станет сырой. Сырые вещи не хранят тепло, человек быстро замёрзнет и заболеет. Дети, можно брать снег в рот?
— Снег белый, но грязный. По воздуху снежинки пролетают, вредные вещества собирают. Дети, снег не мороженое, снег в рот не берите, здоровью своему не вредите. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).
— Приметы зимы: холод, снежинки, снег. Дети, что мы узнали о снеге?
Вывод. Дети, мы узнали, что снег – это зимние осадки. Снег защищает растения от холода. Снег опасен для здоровья людей.
Весёлые упражнения «Снег».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится Кружимся.
И на землю тихо
Падает, ложится. Приседаем, руки в стороны.
И под утро снегом
Поле забелело, Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх.
Точно пеленою
Все его одело. Обнимаем плечи руками.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной. Руки вверх, ладони соединяем вместе.
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.
Иван Суриков
Наблюдение «Зимний Солнцеворот».
(21 декабря).
Задачи. Напомнить детям о значении солнца в жизни людей. Расширять кругозор детей. Поддерживать интерес детей к русским народным традициям. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, как вы считаете, сегодня солнечный день или нет?
— Далеко – далеко в космосе живёт Солнышко. А вокруг него, как дети возле своей мамы, кружатся планеты. И наша планета Земля, кружится вокруг Солнца. Зимой планета Земля далеко ушла от Солнышка, поэтому зимой холодно. Лучи Солнца не долетают до Земли, рассеиваются в Космосе. Зимой ночи длинные, дни короткие. Но вот наступил день, когда планет Земля решила вернутся к Солнышку. Сегодня – день Зимнего Солнцестояние. Сегодня самый короткий день. Но постепенно дни станут всё длиннее и длиннее. В давние времена этот день называли зимним Солнцеворотом.
Зимний Солнцеворот
Стань у наших у ворот,
Разгони ночь да темень
Верни на Русь красный день.
Солнышко повернись,
Красное разожгись,
В дорогу выезжай
Зимушку погоняй!
— Ещё долго будет длится зима, но в людских сердцах живёт надежда и ожидание света и тепла. Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).
— С каждым днём планета Земля всё ближе и ближе приближается к Солнышку. Дети, для кого важны свет и тепло Солнца?
— Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям. Дети, что мы узнали о Зимнем Солнцевороте?
Вывод. Мы узнали, что пришёл зимний Солнцеворот, и мы вместе с планетой Земля летим к Солнцу, к его теплу и свету.
Весёлые упражнения «Зимний Солнцеворот».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова заклички запоминайте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Зимний Солнцеворот Руки вверх.
Стань у наших у ворот, Руки в стороны.
Разгони ночь да темень Прыжки на месте, взмахи руками вверх-вниз.
Верни на Русь красный день. Руки в стороны.
Солнышко повернись, Руки на пояс. Поворот туловища вправо.
Красное разожгись, Поворот туловища влево.
В дорогу выезжай
Зимушку погоняй! Бег по кругу с высоким подниманием колена (бедра).
Наблюдение из окна «Мороз»
(в морозный день).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Поддерживать интерес детей к загадкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Сегодня утром, когда я шла в детский сад у меня, мёрзли руки, мёрзнул нос. А вы, дети, что чувствовали? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— В гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Подышал он на окно –
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берёз
Инеем укрыл. Мороз.
— Дети, что такое мороз? (предположения детей).
— Мороз – это очень сильный холод. Дети, в какое время года бывают морозы?
— Морозы бывают только зимой. В сильные морозы деревья покрываются инеем, на окнах появляются узоры.
Если есть такая возможность, дети рассматривают узоры на окнах или иней на деревьях.
— Стужа да морозы опасны и страшны, могут убить они. Природу от мороза снег защищает, тепло укрывает. Дети, а как мы защищаемся от мороза?
— Много слоёв одежды от мороза защищают. 1 слой – майка или футболка, 2 слой – тёплая рубашка или платье, 3 слой – кофта или свитер, 4 слой – шуба или пуховик. В морозы ноги лучше всего защищают валенки с тёплыми шерстяными носками. Друзья, вы себя оберегайте, от мороза защищайте, тёплые шапки, шарфы, варежки надевать не забывайте. Дети, как вы думаете, что такое обморожение? (предположения детей).
— Мороз открытые участки тела холодом обжигает, кожу убивает. Дети, как вы считаете, чаще всего, что люди обмораживают? (предположения детей).
— Мороз щёки и нос кусает, отморозить желает. Нос и щёки шарфом прикрывайте, от мороза защищайте. Дети, как ещё можно на улице от мороза себя защитить? (предположения детей).
— Дети, вы помнить, что внутри нас есть горячая печка, наша кровь. «Наша русская кровь на морозе горит!» Чтобы кровь горела и грела, нужны движения. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегать, прыгать, топать ножками, хлопать в ладоши. Движения – это жизнь. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).
— Приметы зимы: снег, холод, мороз. Дети, что мы узнали о морозе?
Вывод. Дети, мы узнали, что мороз – это очень сильный холод. Он опасен для здоровья и жизни людей.
Музыкальная игра «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова песни запоминайте.
Педагог поёт и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Исследование «Погода в декабре».
Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы зимой, о их значении в нашей жизни. Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным, зимним днём. Что вы чувствуйте, что вы ощущаете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, мы чувствуем, ощущаем, какая сегодня погода. Погода зимой – это холодно, морозно, ясно, пасмурно или облачно и идёт снег, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода?
— Погода в декабре холодная, морозная. Ветра за щёки кусают, обморозить мечтают.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,
Мёрзнут наши ручки.
Ой мороз, мороз, мороз
Брось ты эти штучки!
Перестань мороз шалить,
Перестань кусаться,
Дай немножко поиграть,
С горки покататься!
Игорь Белкин
— Дети, как нам мороз перехитрить, на улице не замерзать, а долго-долго гулять?
— Главное, правильно одеться. Зимой много слоёв одежды одеваем, от мороза себя защищаем. Варежки или перчатки зимой не снимаем, холод к телу не пропускаем. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегать, прыгать, топать ножками, хлопать в ладоши. Движения – это жизнь. Дети, о погоде не забывайте, здоровье своё охраняйте. Дети, что мы узнали о погоде в декабре?
Вывод. Дети, мы узнали, что погода в декабре холодная, морозная. Она опасна для нашего здоровья. Но нам морозы не страшны, тепло одеваемся мы.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,
Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.
Мёрзнут наши ручки. Хлопки в ладоши.
Ой мороз, мороз, мороз
Брось ты эти штучки! Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.
Перестань мороз шалить,
Перестань кусаться, Притопы двумя ногами.
Дай немножко поиграть,
С горки покататься! Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.
Наблюдение «Скоро, скоро Новый год».
Задачи. Познакомить детей с временным понятием – год. Закрепить знания детей о зимних явлениях природы. Рассказать детям о влияние зелёного цвета на здоровье человека. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).
— Приметы зимы: холод, мороз, снег. Дети, какой сейчас зимний месяц?
Декабрь – он год ведёт к концу.
Зима снежок метёт к крыльцу,
Морозом студит колким.
Не за горами Новый Год,
И праздник в гости к нам придёт
С подарками и с ёлкой!
Юрий Чичёв
— Дети, как вы считаете, почему декабрь год ведёт к концу? (предположения детей).
— Люди придумали календарь. Они поделили время на года. Год на месяцы. Декабрь – последний месяц года. Дети, какой праздник скоро наступит?
— Скоро, скоро Новый год. Все люди Земли провожают старый год и празднуют начало нового года. Дети, как мы празднуем Новый год?
— Для встречи Нового года люди наряжают ёлку. Ель – хвойное дерево. Зелёная хвоя радует нас своей зеленью среди белоснежной природы. Зелёный цвет – это цвет жизни. Встречая Новый год, мы прославляем жизнь. Зелёный цвет дарит нам здоровье, гармонию.
Если на участке есть хвойное дерево, подойти с детьми к дереву, рассмотреть хвоинки, нарядить хвойное дерево самодельными игрушками.
— Дети, что мы узнали о Новом годе?
Вывод. Дети, мы узнали, что декабрь – год провожает, Новый год встречает. Скоро, скоро Новый год.
Весёлые упражнения «Новый год!»
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Тает месяц молодой, Руки вверх.
Гаснут звезды чередой. Руки через стороны вниз.
Из распахнутых ворот
Солнце красное идёт! Руки на пояс, ходьба на месте.
Солнце за руку ведёт Руки вперёд, ладони вверх.
Новый день Руки в стороны.
и Новый год! Руки на пояс.
Самуил Маршак
Малоподвижная игра «А я с горочки катаюсь».
Задачи. Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке. Развивать внимание детей. Воспитывать терпение.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, вы знаете правила безопасного поведения на горке?
— Сейчас мы это проверим. Предложения я скажу, а вы решаете правильно или нет и отвечаете мне движениями. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила.
Если вы согласны с тем, что я скажу, то хлопайте в ладоши.
Если не согласны, то топайте ногами.
— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, движениями отвечайте!
1. Не толкаемся и ждём, на горку по очереди идём. (Хлоп-хлоп-хлоп)
2. И, расталкивая всех, поднимаюсь я наверх. (Топ-топ-топ)
3. Я, тихонечко съезжаю, на друзей не наезжаю. (Хлоп-хлоп-хлоп)
4. С горки весело лечу, всех сейчас я задавлю. (Топ-топ-топ)
5. Мне ступеньки не нужны, по горке вверх я поползу. (Топ-топ-топ)
6. Когда на горку поднимусь, на ледянку сразу я сажусь. (Хлоп-хлоп-хлоп)
7. На горке я стою, во все стороны смотрю, никого не пропускаю, один горку занимаю. (Топ-топ-топ)
8. Я толкаю девочек, я толкаю мальчиков, весело играю, друзей обижаю. (Топ-топ-топ)
9. Друзей с горки не толкаю, правила безопасности соблюдаю. (Хлоп-хлоп-хлоп)
— Замечательно, друзья! Правило безопасного поведения на горке вы знаете, а теперь можно и с горки покататься.