НАДЕЖДА САЮТИНСКАЯ
Картотека подвижных игр для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры
Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников.
Подвижная игра - это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.
Подвижная игра «Пчелки».
Публикация «Картотека подвижных игр для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту, ловкость; упражнять в диалогической речи.
Ход игры: Все дети — пчелки, они бегают по комнате, размахивают крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (выбранный по желанию) и говорит:
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет.
Пчелки отвечают:
Этот улей — домик наш.
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж!
Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.
Подвижная игра «Охотник и зайцы».
Цель: учить метать мяч в подвижную цель.
Ход игры: На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным и «охотник» уводит его к себе.
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».
Подвижная игра «Волк-волчок» (с ходьбой, бегом)
Цель: Упражнять в ходьбе по кругу взявшись за руки; упражнять в беге в определенное место не наталкиваясь друг на друга.
Ход игры: Выбирается водящий. Он стоит в центре круга. Дети идут по кругу и говорят слова: «Волк-волчок, Шерстяной бочок, Через ельник бежал, В можжевельник попал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом». На слова «Волк, бегите в домики!» дети убегают в домики. Правила: Действовать по сигналу. При беге не наталкиваться друг на друга.
Подвижная игра «Мыши в кладовой» (с подлезанием)
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.
Ход игры: Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется. Правила: Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает. Варианты: Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.
Подвижная игра «Кролики»
Цель: Упражнять детей в быстром ползании и подлезании в ограниченном пространстве. Приучать подлезать на ладонях и коленях, не задевая его.
Ход игры: На одной стороне зала лежат обручи большего диаметра – это клетки для кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Между ним натянута веревка. Дети - кролики сидят небольшой группкой в домиках (по 3-4 человека в каждом обруче). По сигналу воспитателя дети – кролики выходят из клеток, подлезают под веревкой и идут на луг. Там бегают, прыгают, играют. По сигналу «Бегите в клетки!», кролики спешат домой пролезая под веревкой. Правила: Кролики сидят в клетках, пока сторож их не выпустит. Действовать по сигналу. Варианты: Вместо веревки можно использовать дуги разной высоты. В игре можно использовать морковки из картона.
Подвижная игра : «С кочки на кочку»
Цель: Закреплять умение использовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Побуждать детей прыгать легко в разных направлениях.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала (площадки). На полу раскладываются обручи на расстоянии 20см друг от друга. По сигналу дети стараются перепрыгнуть по обручам на другую сторону. Правила: Переход на другую сторону дети выполняют по одному или по двое. В начале года дети переходят переступая из обруча в обруч. Когда дети научаться хорошо перешагивать, то можно предложить перебираться прыжками Варианты: Можно использовать дощечки, плоские круги (диаметром 35-40см)
Подвижная игра»Лохматый пес»
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия. Упражнять в беге.
Ход игры: Один из детей изображает пса; он ложится на коврик, голову кладёт на протянутые руки. Остальные дети тихонько подходят к нему со словами: Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет. Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними.
Подвижная игра «Тролейбус»
Цель: Развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.
Ход игры: Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый). Поднимает зеленый флажок – дети бегут (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый. Правила: Бежать можно только на зеленый флажок. При появлении желтого или красного колонна останавливается. Варианты: Устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия троллейбуса. Когда троллейбус подъезжает к остановке, то замедляет ход, одни пассажиры выходят, другие заходят.
Подвижная игра «Кот на крыше».
Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.
Ход игры: Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише мыши, тише мыши…
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись.
И коту не попадись!
После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:
Зайцы скачут скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают – не идет ли волк.
Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.
Подвижная игра «Самолетики» (с бегом)
Цель: Закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Действовать по сигналу. Побуждать детей бегать по всей площадке, в разные стороны. Закреплять умение реагировать на зрительный и звуковой сигнал.
Ход игры: Ведущий разделяет детей на две команды : одни - самолетики; другие – тучки. Чертит круг (аэродром). Самолетики летят И на землю не хотят. В небе весело несутся, Но друг с другом не столкнуться. Дети – самолетики летают за пределами круга. Ведущий говорит: Вот летит большая туча Стало все темно вокруг Самолетики – в свой круг! Дети – тучки пытаются поймать самолетики. Кто успел залететь на аэродром – спасен. Кого поймали – тот становится тучей Правила: Игра продолжается, пока не останется 1 самолетик.
Подвижная игра «Лиса в курятнике».
Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.
Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры».
На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».
Подвижная игра «Совушка».
Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д.
Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».
Подвижная игра "У медведя во бору"
Цель: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.
Ход игры: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).
Подвижная игра "Найди себе пару"
Цель: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.
Ход игры: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.
Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.
Подвижная игра "Удочка"
Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.
Ход игры: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.