Валентина Шахова
Картотека пальчиковых игр для малышей
▼ Скачать +Заказ
Картотека пальчиковых игры для малышей
Цель: Развивать координацию движений кистей и пальцев рук, помочь развитию речи и мышления.
Карточка №1 «Ути - ути»
Ути – ути, полетели,
На головушку сели.
Поклевали, поклевали
И домой улетали. Машем руками ребенка.
Кладём ладони ребенка ему на голову.
«Клюём» голову ребенка его пальцами.
Публикация «Картотека пальчиковых игр для малышей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Руки с головы «слетают»
Карточка №2 «Ладушки»
- Ладушки – ладушки, Где были?
-У бабушки.
- Что ели?
-Кашку.
-Что пили?
-Бражку.
Кашка сладенькая.
Бабушка добренькая.
Попили – поели
И домой улетели. Хлопаем в ладоши на ударных слогах.
Гладим рукою ребенка его животик.
Гладим рукой ребенка его голову.
Снова проводим рукой ребенка по его животу.
«Улетаем»
Карточка №3 «Совушка – сова»
Совушка – сова, большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит –
Да вдруг как полетит!
Руки ребенка обнимают его лицо и плавно поворачивают голову влево – вправо.
«Улетаем».
Карточка №4 «Колпак»
Колпак под колпаком,
Под колпаком – колпак. Ладони слегка согнуты. Кладем одну поверх другой (это – «колпаки», потом меняем.
Карточка №5 «Мышонок»
Сел мышонок на масленок,
А масленок – липкий гриб.
Посидел на нем мышонок
И прилип, прилип, прилип. Ладонь правой руки накрывает кулак левой.
Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.
Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.
«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой.
Карточка №6 «Гуси - гуси»
-Гуси – гуси!
- Га – га – га!
- Есть хотите?
- Да – да – да! Прямые пальцы собраны. Рука вращается вокруг своей оси.
Большой палец опускается – поднимается относительно остальных.
Прямые пальцы собраны. Рука вращается вокруг своей оси.
Большой палец опускается – поднимается относительно остальных.
Карточка №7 «Опята и ребята»
На пеньке –
Пять опят,
У пенька –
Пять ребят. Показываем «пенек».
Левая рука показывает пять раскрытых пальцев.
Снова показывает «пенек».
Правая рука показывает пять раскрытых пальцев.
Карточка № 8 «Про бабку»
«Жила – была бабка,
Да жила у речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Мыло и мочало».
Эта сказка хороша,
Я начну сначала:
«Жила – была бабка…» «Руки в боки».
Разводим руки в стороны ладонями вниз, изображая речку.
Снова «руки в боки».
Изображаем плавание брассом.
«Руки в боки».
Одна рука вперед – это «мочало», другая – «намыливает».
Правая рука в кулаке, большой палец вверх.
«Руки в боки».
Карточка № 9 «Сорока – белобока»
Ты, сорока – белобока,
Научи меня летать,
Ни высоко, ни далеко –
Только море увидать. «Машем крыльями».
Руки вверх.
Руки в стороны.
Ладонь «козырьком» ко лбу.
Карточка № 10 «Чижик – пыжик»
- Чижик – пыжик, где ты был?
- Я на речке руки мыл.
Ветер дунул – я упал,
В луже руки замарал. Грозим пальцем.
«Моем руки».
Растопыриваем пальцы и опускаем ладонями вниз.
Отряхиваем руки друг о друга.
Карточка № 11 «Царёв двор»
«Жил – был царь,
У царя был двор.
На дворе был кол,
На колу – мочало,
Его ветром качало».
Не начать ли сказочку сначала?
Обе руки приставляются к вискам основаниями ладоней. Ладони выпрямлены – «корона».
Руки разводятся на уровне груди – изображаем «двор».
Одна рука ставится на локоть, пальцы вверх, сжаты, ладонь прямая.
Развести пальцы.
Покачать кистью.
Карточка № 12 «Мышонок»
Сел мышонок на масленок,
А масленок – липкий гриб.
Посидел на нем мышонок
И прилип, прилип, прилип. Ладонь правой руки накрывает кулак левой.
Кулак левой руки вращается вокруг своей оси.
Поелозить ладонью правой руки по кулаку левой.
«Отрываем» ладонь от кулака, а она держится, плотно обхватив кулак левой.
Карточка №13 «Погладим кошку»
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.
(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)
-С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик)
Карточка №14 "Капуста"
Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.
Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
(Имитируют движения в соответствии с текстом.)
" Карточка №15 Зайка"
Зайка серенький сидит,
Он ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Он ушами шевелит.
(Указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»)
Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.
Карточка № 16 «Зайка книгу нашёл»
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.)
Карточка №17 Кошки-мышки
Вот кулак, показать кулак левой руки
А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх
На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой
Мышки очень испугались, вращать кулаком
В норки быстро разбежались спрятать кулак под правую подмышку
Карточка №18 Паровоз
Ехал, ехал паровоз руки в «замок», большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. сцепить указательные пальцы
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…
Карточка №19 Белка
Цель: развивать моторику обеих рук.
Ход игры: дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца : большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Народная песенка)
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Карточка №20 Веер
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер —
Пусть прохладою повеет.
(Т. Сикачева)
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
Карточка № 21 «Пальчики здороваются»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседней курице.
Повстречал ежонка ё ж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
Карточка № 22 «Ладушки – ладушки»
Цель: развивать ощущение собственных движений.
Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом
Ладушки – ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!
Карточка № 23 «Сорока – сорока»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики
мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.
Сорока – сорока
Кашу варила
Деток кормила
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
Этому дала,
Этому дала
Карточка № 24 «Как у нашего кота…»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки беленькие.
Карточка № 25 «Этот пальчик – бабушка»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Карточка № 26 «Ладошки»
Цель: развивать моторику рук.
Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом
Ладошки вверх
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок –
И сжали в кулачок.
Карточка № 27 «Обезьянки»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.
Обезьянки вышли погулять,
Обезьянки стали танцевать,
И одна из них пошла домой поспать,
Потому что надоело танцевать.
Карточка № 28 «Мальчик – пальчик»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.
Пальчик – мальчик, где ты был?
Я на речке братьев мыл.
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Карточка № 29 «Бумажный мячик»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).
Кистью руки отталкивать мячик
Перекатывать мячик по столу.
Карточка № 30 «Водичка, водичка…»
Цель: развивать моторику обеих рук.
Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.
Водичка, водичка…
Умой моё личико.
Чтобы глазки смотрели,
Чтобы щечки краснели.
И кусался зубок.
Чтоб смеялся роток
Карточка № 31 «Пальчик о пальчик»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик,хлопают в ладоши, топают ножками,закрыть лицо руками. Повторить 2 раза
Пальчик о пальчик тук да тук
Хлопай, хлопай, хлопай
Ножками топай, топай
Спрятались, спрятались
Пальчик о пальчик тук да тук
Карточка № 32 «1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук
Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли в садик погулять.
Ходим – ходим мы по лугу.
Там цветы растут по кругу.
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать.
Карточка № 33 «Пальчики»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять.
Карточка № 34 «Здравствуй, солнце золотое!»
Цель: развивать движения пальцев рук
Ход игры: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Карточка № 35 «Коготки»
Цель: развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Карточка № 36 «На работу»
Цель: активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один.
Указательный - за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!»
На работу им пора.
Карточка № 37 «Два маленьких кузнечика…»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу ;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.
Два маленьких кузнечика
Потопали на речку.
Воды они боялись
И в речке не купались.
На скрипочках играли –
Всех рыбок распугали.
Карточка № 38 «Маленькая мышка»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры: бегут пальцами обеих рук по столу или коленям; сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него; грозят пальчиком; руки прижаты ладонями друг к другу,лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях) .Переворачивают руки на другой «Бок», щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку
Маленькая мышка
По городу бежит.
Глядит ко всем в окошки,
И пальчиком грозит :
«А кто не лёг в кроватку?
А кто не хочет спать?
Такого непослушного
Я буду щекотать!»
Карточка № 39 «Паучок»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук,
Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям; ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны первоначальным-«Паучки» ползают по голове
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке.
Карточка № 40 «Червячки»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук
Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.
Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами
Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)
Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а
остальные вверх
Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.
Карточка № 41 «Шалун»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук
Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила :
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
Карточка № 42 «Мизинчик»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук
Ход игры: кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
Карточка № 43 «Лягушка – попрыгушка»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук
Ход игры:
Лягушка – попрыгушка, смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты
Глазки на макушке, (большой палец выполняет функцию нижней челюсти,
А все её слова – которые то раскрываются, то закрываются.
Только «Ква!» да «Ква!».
А щёки раздувает
И рот свой разевает,
Чтоб комары и мушки одной рукой продолжаем изображать рот лягушки,
Летели в рот лягушке. а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»
Карточка № 44 «На лесной лужайке»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры:
На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши ногами топали, притопываем ножками
Ушками махали Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем
сомкнутые пальцы,обеих рук
Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку