Дубова Евгения Александровна
Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста
▼ Скачать
Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста
Пальчиковые игры – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует интеллектуальному развитию, улучшению двигательной координации, преодолению зажатости, скованности.
Публикация «Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Игры с пальчиками интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Рекомендации психолога:
1. Умелыми пальцы становятся не сразу; проводите занятия регулярно.
2. Тренировать руку необходимо в различных движениях – на сжатие, на расслабление.
3. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
4. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь.
5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач. Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
7. Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими – то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой.
8. Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
9. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание. Во всем должна быть мера.
10. Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что него всё получается и им довольны близкие взрослые. Хвалите малыша даже за самые маленькие успехи!
«Ладушки»
- Ладушки, ладушки, (по тексту хлопать в ладоши)
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
Пили простоквашку.
Кашка масленая,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели. (помашите руками, как крыльями)
На головку сели, (прижмите ладони к голове)
Сели-посидели, («поклевать» щепоткой из пальчиков)
Прочь улетели! (помашите руками, как крыльями)
Ладушки запели. (хлопать в ладоши)
«Сорока-белобока»
Сорока-белобока
Где была? — далёко!
Кашку варила, деток кормила. (водим указательным пальцем одной руки по раскрытой ладони другой руки)
Этому дала на ложечке, (загибаем мизинец)
Этому — на блюдечке, (загибаем безымянный палец)
Этому — на тарелочке, (загибаем средний палец)
Этому — чашечке. (загибаем указательный)
А этому — не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил, дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!
«Шалун»
Наша Маша варила кашу (дети водят по левой ладошке указательным пальчиком правой руки)
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала, (загибают пальцы по очереди, начиная с большого)
А этому - не дала.
Он много шалил, (грозим пальцем)
Свою тарелку разбил. (пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
«Пирожок»
Пирожок слепили Нике,
Пирожок слепили Вике,
Пирожок слепили Дане,
Пирожок слепили маме ("печём" - то одна рука сверху, то другая)
Ну, а этот пирожок (руки раскрытыми ладонями перед собой)
Кот Василий уволок! (руки над головой, как ушки)
«Я пеку»
Я пеку, пеку, пеку ("печём" - то одна рука сверху, то другая)
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки (ладошки прижать к груди)
Испеку два пряничка. (руки перед собой ладонями вверх)
Кушай, кушай, мамочка, (ладошки прижать к груди)
Вкусные два пряничка. (руки перед собой ладонями вверх)
Я ребяток позову, -(сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Пирожками угощу.
«Улитка»
Тычет рожками улитка — («рожки» из указательного и среднего пальцев, остальные придерживает большой палец)
Заперта в саду калитка (тыкать «рожками»в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (движения руками в стороны - «открыть» калитку)
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает")
«Белка»
Сидит белка на тележке. (хлопаем в ладошки)
Продаёт она орешки (ударяем кулачками друг о друга)
Лисичке-сестричке, (загибаем пальчики, по одному, начиная с мизинца)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке ушастому.
«Медведь»
Мишка косолапый по лесу гулял. (пальцами показываем походку вразвалочку)
Для своей берлоги место выбирал.
Под сосной высокой землю стал копать, («лапками» копаем)
Выкопал берлогу и улёгся спать. (ладошки прижимаем друг к другу, кладём под щёку - спим)
Звёздочки – снежинки падали с небес. (ручки поднимаем вверх и, шевеля пальчиками, медленно опускаем вниз)
Замело дорожки, и дома, и лес (водим руками (ладонями вниз) в стороны - к себе)
И деревья ветер зиму всю качал. (руками изображают качающиеся ветки)
И всю зиму мишка сладко-сладко спал. (сложенные ладошки под щекой, глазки закрыты)
«Кошка»
А у кошки ушки
Ушки на макушке, (ладошки над головой двигаются вперёд-назад)
Чтобы лучше слышать (ладошки понести к ушам – «слушать»)
Мышь в ее норушке. (соединить пальцы в «замок» перед собой)
«Лягушки»
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Дети сжимают руки в кулачки, резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает), затем тут же резко сжимают кулачки и опять резко расправляют пальцы)
«Котята»
Все котятки мыли лапки,
Вот так, вот так! (тереть ладошки друг о друга)
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так, вот так! (тереть ладонями то уши, то живот)
А потом они устали,
Вот так, вот так! (ладони к лицу - потереть кулачками глаза)
Сладко-сладко засыпали,
Вот так, вот так! (сложенные ладошки под щекой, глазки закрыты)
«Дятел»
Что за грохот! Что за стук! (пожимать плечами)
Это дятел – тук! Тук! Тук! (стучать по левой ладошке пальцами правой руки, сложенными вместе – «клювиком»)
Под корой завелся жук –
Тут как тут и тук-тук-тук!
Дятел – всех деревьев друг:
Он их лечит – тук-тук-тук!
«Рыбки»
Рыбки плавают, резвятся (дети шевелят пальцами)
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (сжимаем-разжимаем пальцы)
То зароются в песке. (вертим кистями рук)
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыпленок, (большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца)
У гусыни есть гусенок,
У индюшки - индюшонок,
А у утки есть утенок.
У каждой мамы малыши (показывают пальчики, играя им)
Все красивы, хороши!
«Ёжик»
По тропинке ёжик шёл, (пальцы в «замок»)
Под кустом грибок нашёл. (одна рука в кулачок, другая раскрытая сверху накрывает её)
Обошё л вокруг грибка:
«Вот находка неплоха!» (разводим руки в стороны)
Он принёс грибок домой, (руки сложить «домиком» над головой)
Вышел славный суп грибной! (погладить живот руками)
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.
(скрестить руки у запястья, махать ладошками, как крыльями бабочки)
«Пчёлка»
Пчёлка села на цветок, (помашите руками, как пчёлка)
Распрямила хоботок, (пальцы рук сложили в «щепотку»)
Собрала пыльцы немножко (стучим кончиками пальчиков в «щепотке»)
Прямо в сумочки на ножках. (пальцы сцеплены в «замок»)
«Дождик»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (руки скрещены, пальцы «бегут» по предплечьям)
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. (потрясти раскрытыми ладошками перед собой)
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять. (пальцы рук растопырены, качаем руками)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (руки скрещены, пальцы «бегут» по предплечьям)
«Котик умывается»
Чтобы чистым быть всегда,
Нужно постараться. (растираем ладошки друг о друга)
Котик знает, что с утра
Нужно умываться. (ладошки над головой двигаются вперёд-назад)
Щёчки мыл, мыл, мыл (растираем ладошками щёки)
Ушки мыл, мыл, мыл. (растираем ладошками уши)
Шею мыл, мыл, мыл. (растираем ладошками шею)
Всё помыл! (руки перед собой)
Ах, какой же чистый
Котик наш пушистый! (погладим себя по голове)
«Дятел по лесу летал»»
Дятел по лесу летал, (машем руками, как крыльями)
Червяков, жуков искал. (пальцы в щепотку, имитация клевания корма)
Если слышно: тук-тук-тук – (стучим кулачками по коленям)
Значит, спрятался там жук! (шлёпаем ладонями по коленям)
«Мышка»
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час. (шевелим пальцами обеих рук)
Вдруг часы сказали «Бом!» (хлопок перед собой)
Мышь скатилась кувырком. (крутим предплечьями перед собой)
Мышь решила второй раз
Посмотреть который час. (шевелим пальцами обеих рук)
Вдруг часы звонят «Бом! Бом!» (два хлопка перед собой)
Мышь скатилась кувырком. (крутим предплечьями перед собой)
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть который час. (шевелим пальцами обеих рук)
Услыхала «Бом! Бом! Бом!» (три хлопка перед собой)
И скатилась кувырком. (крутим предплечьями перед собой)
«Цыплята»
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать! (пальцы рук сложили в «щепотку»-щиплем травку)
А за ней ребятки –
Жёлтые цыплятки. (шевелим пальчиками перед собой)
-Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко! (грозим пальчиком перед собой)
Лапками гребите,
Червячков ищите! (гребём руками)
-Съели толстого жука, (сложили пальцы в «замок»)
Дождевого червяка. (локти развели в сторны, пальцы остаются в «замке»)
Выпили водицы полное корытце! (сложили ладошки «миской» перед собой)
«Кошечка»
Точит кошка коготки,
Очень острые они! (гребём руками, как лапками)
А кошачьи лапочки
Мягкие, как тапочки! (положили ладошки на колени, гладим их)
Спрячет коготки в подушки (сжать ладошки в кулачки)
И почешет лапкой ушки. (потереть кулачками уши)
Молочко попьёт из миски (сложили ладошки «миской» перед собой)
Наша ласковая киска. (руки над головой, как ушки)
«Апельсин»
Мы делили апельсин. Много нас, а он один.
Эта долька для ежа, (загибаем пальчики)
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура. (трясём большой палец)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь - кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
«Пекла кошка пирожки»
Пекла кошка пирожки
Из гороховой муки. ("печём" - то одна рука сверху, то другая)
Из печки вынула, (руки раскрытыми ладонями перед собой)
На пол опрокинула. (руки на колени)
Покатился пирожок
Прямо мышке в уголок. (крутим предплечьями перед собой)
Мышка пирожок схватила, (хлопок перед собой)
Раз – и в норку утащила. (прижать руки к груди)
«Птички»
Прилетели птички -
Воробьи, синички. (машем руками, как крыльями)
Зёрна ели, (пальцы в щепотку, имитация клевания корма)
Песни пели. (пальцы в щепотке открываются-смыкаются)
Крыльями махали, (машем руками, как крыльями)
Весело играли. (хлопаем в ладошки)
«Перчатка»
Весёлая мышка (ручки над головой – «ушки»)
Перчатку нашла, (раскрываем ладошку, поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх)
Гнездо в ней устроив, (складываем ладоши "ковшом")
Мышат позвала. (сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать, (пальцы рук сложили в «щепотку», стучим кончиками пальчиков друг о друга)
Погладила всех (погладить себя по головке)
И отправила спать. (ладошки прижимаем друг к другу, кладём под щёку - спим)
«Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! (растопырить пальцы рук)
Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)
Здравствуй, лёгкий ветерок, (покачать руками в стороны)
Здравствуй, маленький дубок! (руки опустить, помахать ими внизу)
Здравствуйте, детишки! (помахать всем руками)
«Ладошки»
Жили-были две ладошки,
Две хорошенькие крошки. (раскрытые ладони переворачиваем то вверх, то вниз)
Каждый день они играли (вертим кистями рук)
И друг другу помогали. (сцепим пальцы в «замок»)
Если за день вдруг устали, (потрём глаза кулачками)
Как ребятки засыпали. (кладём ладошки под щёку - спим)
«Дом»
У мишки дом огромный, (руки сложить «домиком» над головой)
У мышки - небольшой. (руки сложить «домиком» перед грудью)
Но очень-очень сладко
Им спится там зимой. (кладём ладошки под щёку - спим)
«Замок»
На двери висит замок (руки в «замке»)
Кто его открыть бы смог? (трясём руками в «замке»)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим руками в «замке» по коленкам)
И – открыли! (руки разжимаются)
«Домик»
Целый день тук да тук – (указательные пальцы стучат друг о друга)
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат, (стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят. (пальцы соединить, показать "крышу")
Вот какой хороший дом, (сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем. (поднять большие пальцы в кулаках)
«Семья»
Этот пальчик – дедушка, (дети поочередно разгибают сжатые в кулак пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (сжимают в кулак и разжимают все пальцы одновременно)
«Солнышко»
Просыпаясь по утрам,
Солнце с неба светит нам. (растопырили пальцы рук)
Папе, (одна рука ладонью вверх перед собой)
Маме, (другая рука ладонью вверх перед собой)
Мне, (прижимаем руки к груди)
Друзьям (руки перед собой)
Шлёт привет
Свой тёплый нам. (машем руками в приветствии)
«Кап-кап»
Дождик льётся
Кап, кап, кап! (стучим пальцем одной руки по ладони другой)
Ты не капай долго так! (грозим пальцем)
Дождик, дождик льётся, (поднимать и опускать ладошки)
В руки не даётся.
Кап-кап-кап! (стучим пальцем одной руки по ладони другой)
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Мы во двор пришли гулять. («идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (пальцы рук сложили в «щепотку» -кормим птиц)
С горки мы потом катались (движение руками сверху вниз наискосок)
А ещё в снегу валялись. (ладошки повернём то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)
Съели суп (движения воображаемой ложкой)
И спать легли. (сложенные ладошки под щекой – спим)
«Снежок»
Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики)
Мы с тобой снежок лепили (лепим воображаемый снежок, меняя положение ладошек)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показываем круг, сжимаем ладошки)
И совсем-совсем не сладкий (грозим пальчиком)
Раз-подбросим, два-поймаем (подбрасываем и ловим воображаемый снежок)
Три уроним и сломаем. (руки развести в стороны, покачать головой)
«Варежка»
Маша варежку надела: (трём ладошки друг о друга)
«Ой! Куда я пальчик дела? (сгибаем-разгибаем большие пальцы рук)
Нету пальчика, пропал, (разводим руки в стороны)
В свой домишко не попал!»
Маша варежку сняла – (трём ладошки друг о друга)
Поглядите-ка, нашла! (сгибаем-разгибаем большие пальцы рук)
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим, (движения ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём, (потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту солим, солим, (пальцы рук сложили в «щепотку» - «солим»)
Мы капусту жмём, жмём. (сжимать и разжимать кулачки)
«Компот»
Будем мы варить компот (левую ладошку держать «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот. (правой рукой мешаем)
Будем яблоки крошить, (пальцы рук сложили в «щепотку»-крошим)
Груши будем мы рубить, (движения ладонями вверх-вниз)
Отожмем лимонный сок, (сжимать и разжимать кулачки)
Слив положим и песок. (на один кулачок поставить другой)
Варим, варим мы компот (правую ладошку держать «ковшиком», а левой рукой мешаем)
Угостим честной народ. (большие пальцы рук вверх)
«Начинаем рисовать»
1, 2, 3, 4, 5,
Начинаем рисовать. (хлопаем в ладоши)
Солнце, (растопырили пальцы рук)
Зайку, (подняли руки над головой)
Домик, (сложим руки «домиком» над головой)
Кошку. (ладошки над головой)
Кошка ходит по дорожке, (ладошки над головой двигаются вперёд-назад)
А потом устанет кошка (потрём глаза кулачками)
И вздремнёт совсем немножко. (кладём ладошки под щёку - спим)
«Кораблик»
Нарисуем мы волну,
А потом ещё одну. («рисуем» указательным пальцем перед собой волнистую линию)
По волнам корабль плывёт,
Набирает быстрый ход. (складываем ладошки «лодочкой», имитируя движения кораблика)
А потом всё тише, тише,
Шум мотора нам не слышен. (опускаем ладони на колени)
«Цветок»
Наши алые цветки распускают лепестки.
(ладони соединены в виде тюльпана, пальцы медленно раскрываются)
Ветерок чуть дышит, (дуют на пальчики)
Лепестки колышет. (плавные покачивания кистями рук)
Наши алые цветки
закрывают лепестки, (складываем ладошки вместе, приобретая форму цветка)
Головой качают. (покачивания «головкой цветка»)
Тихо засыпают. (кладём ладошки под щёку - спим)