Марина Каминская
Картотека пальчиковой гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Публикация «Картотека пальчиковой гимнастики» размещена в разделах
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
№ беседы/ название Текст Манипуляции
1. Сорока
- Сорока-белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.
или, как вариант :
- Этому не дала:
- Ты воды не носил,
- Дров не рубил,
- Каши не варил -
- Тебе ничего нет! Указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
При этом большой палец не загибается.
2. Замок
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
- Покрутили,
- Потянули
- И открыли!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок».
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
3. Ягодки
- С ветки ягодки снимаю
- И в лукошко собираю.
- Будет полное лукошко.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
- Легким будет к дому путь!
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
4. Рыбки
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
- Разожмутся,
- То зароются в песке.
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих
рыбок.
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются. Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
5. Пальчик-мальчик
- "Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
- С этим - в дудочку дудел. Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
6. Этот пальчик - Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья. Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
7. Пальчики
- Этот пальчик хочет спать.
- Этот пальчик — прыг в кровать!
- Этот пальчик прикорнул.
- Этот пальчик уж заснул.
- Встали пальчики. Ура!
- В детский сад идти пора. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
8. Зайка
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга) Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
9. Осьминог
- Восемь пальчиков для ног -
- Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много - Много! Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
10. Улитка
- На одной скользящей ножке
- Домик, голова и рожки.
- Дай-ка пальчики сюда!
- То не пальчики - рога. Изображаем пальчиками рожки улитки.
11. Кошка
- Как у нашей кошки
- Беленькие ножки,
- Мяконькие лапки,
- Ноготки - царапки.
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
12. Мышка
- Как у нашей мышки
- Ножки-коротышки.
- Ножки мышкины спешат
- К сырной корке - и назад. Изображаем пальчиками мышкины ножки.
13. Солнышко - Ножки вверх! Ножки вниз!
- Солнце, солнышко, качнись!
- Солнце с тучкою качнулось
- И Трезорке улыбнулось. Пальчиками изображаем ножки Трезорки.
14. Солнышко
- Утро красное пришло,
- Солнце ясное взошло.
- Стали лучики светить
- Малых деток веселить.
- Прилетели тучки
- Спрятались лучики. Пальчики разгибаются по одному
Пальчики прячутся в кулачок
15. Жук
- Шесть мелькает ножек-рук -
- Это убегает жук.
- Ты куда? - но нет ответа.
- Жук в траве укрылся где-то. Изображаем пальчиками лапки жука.
16. Черепашка
- "Сколько пыли, сколько сора -
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка. Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.
17. Мишка
- Мишка топает ногой,
- Мишка топает другой,
- Ух, как веселится
- В доме половица!
- А пока танцует Мишка,
- Мы похлопаем в ладоши.
- Вместе с лисонькой-плутишкой
- Будем зрителями тоже. Топаем "ножками" - пальчиками.
Хлопаем в ладоши.
18. Журавли
- "До свиданья, до свиданья,
- Возвращайтесь поскорей!" -
- Провожаем, провожаем
- В путь-дорогу журавлей.
- Крылышками машем:
- "До свиданья, Маша!
- Полетели мы на юг,
- Вспоминай нас, добрый друг!" Машем ручкой вслед птицам.
Ладошками изображаются крылья птиц.
19. Козел
- "Вот какой козел рогатый!" -
- Рожки делают ребята.
- "Вот какие рожки
- У козла Тимошки!"
- Встрече Тимофей не рад
- Грозно смотрит на ребят.
- "Уходите, вас не знаю:
- Забодаю, забодаю!" Пальчиками изображаются козлиные рожки.
20. Рак
- Как хватает рыбу рак?
- Да клешней своей - вот так!
- Манит он своей клешнею:
- "Пощипаемся с тобою!" Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.
21. Слоник
- "Слоник, апельсин подай!" -
- "Угощайся попугай!"
- Слоник очень-очень рад,
- Что сильнее всех носат. Пальчиком изображается хобот.
22. Слоник
- «В зоопарке стоит слон.
- Уши, хобот, серый он.
- Головой своей кивает,
- Будто в гости приглашает» Изображаем все по тексту.
23. Козочка
- Шел старик дорогою
- Нашел козу безрогую.
- Давай, коза, попрыгаем,
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается,
- А старик ругается. Идти пальчиками по стол
Показать пальчиками рога
Постучать пальчиками по столу
Снова показать рога
Погрозить пальчиком.
24. Киска
- Киска ниточки мотала
- И клубочки продавала.
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня! Вращять руками, как бы наматывая нить на клубок
Вытянуть обе ладони вперед
Показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.
25. Лошадка
- Одной рукой я травку рву,
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
- Вот сколько пальцев у меня! выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
вытянуть руки вперед
и повернуть ладонями вверх.
26. Ой, ладушки
- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
- На окно поставим, остывать заставим.
- А остынут – поедим и воробушкам дадим. Изображаем все по тексту.
27. Помощник
- Топором дрова колю
- А потом пилой пилю.
- Отнесу их бабушке,
- Чтоб испечь оладушки.
имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз
имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад
показать ладоши
похлопать ладонями друг о друга.
28. Дом
- Молоточком я стучу,
- Дом построить я хочу.
- Строю я высокий дом,
- Буду жить я в доме том.
постукивать кулачками друг о друга
соединить кончики пальцев обеих рук
поднять выпрямленные ладони вверх
похлопать ладонями
29. Тесто
- Тесто ручками помнем
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
- А потом заварим чай
- В гости друг-друга приглашай. сжимаем и разжимаем пальчики
круговые движения ладошками по плоскости стола
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
30. Капуста
- Мы капусту рубим рубим
- Мы морковку трем трем
- Мы капусту солим солим
- Мы капусту мнем мнем говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту
ручками показывать как мы трем морковку
пальчики щепоткой-солим
ручками "мнем" капусту.
31. Отдыхаем
- Мы сегодня рисовали,
- Наши пальчики устали,
- Наши пальчики встряхнем,
- Рисовать опять начнем. имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой
встряхивать кистями
снова имитировать рисование
32. Дружба
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
- Раз, два, три, четыре, пять
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать. пальцы рук соединяются в "замок"
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
руки вниз, встряхнуть кистями.
33. Отдохнем
- Наши пальчики просулись,
- Потянулись, потянулись…
- И встряхунлись…
- По ладошке побежали
- Побежали, побежали,
- Поскакали, поскакали
- И устали. Сели отдыхать. выполняем все эти движения
по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
изобразите эти движения
потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени.
34. Прятки
- В прятки пальчики играли
- И головки убирали,
- Вот так,вот так,
- И головки убирали. ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.
35. Дождик
- Дождик, дождик, поливай
- Будет хлеба каравай,
- Будут булки, будут сушки,
- Будут вкусные ватрушки.
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
образовать перед собой круг руками
похлопывать поочередно одной ладонью другую
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
36. Строим стенку
- Строим стенку,
- Выше, выше,
- Добрались уже до крыши!
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше!
- Прорубили мы окошко,
- И дверку для кошки,
- И дырочку для мышки:
- Пи-пи-пи-пи–пи!
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди, поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше)
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами : большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
37. Квасим капусту
- Это что еще за куст?
- Это что еще за хруст?
Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
- Если я – капуста?
- Мы капусту рубим, рубим,
- Мы капусту солим, солим,
- Мы капусту мнем, мнем,
- А морковку трем, трем,
- Все перемешаем!
- В бочки набиваем
- В погреб опускаем.
- Эх, вкусная капуста!
Стоя, руки перед грудью в «замке»
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками)
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
Обе руки сложены щепотью и «солят».
Сжимаем и разжимаем кулаки
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Выпрямляемся и гладим себя по животу.
38. Улитка - Улитка-улитка,
- Отвори калитку,
- выходи из дома,
- Будем знакомы!
- Улитка-улитка,
- Высуни рога,
- Дам пирога!
- Улитка-улитка, пошли гулять!
- Поползли, поползли, поползли…
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
(При повторении – до свидания, улитки)
Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
39. Гусеница
- Гусеница, гусеница,
- Бабочкина дочка,
- По травинкам ползает,
- Кушает листочки:
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Поела
- Спать захотела.
- Проснулась –
- Бабочкой обернулась!
- Полетела, полетела, полетела!
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т. к. гусеница заползла на травинку с земли)
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
И по другой стороне обратно.
Ладони складываем вместе перед
собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
Постепенно расправляем ладони…
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
40. Круговорот воды в природе
- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.
- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.
- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.
- И в море большое-большое-большое впадает…
- А с моря в жару пар поднимается,
- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.
- Кап-кап
Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
Тучку изображают сцепленные над головой руки.
41. Одежда -Я надену сапоги,
-Курточку и шапку.
-И на руку каждую -Натяну перчатку
Показываем на ноги, туловище, голову.
Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.
Смена рук.
42. Посуда -Из тарелок, как один,
-Суп мы ложками едим.
-Вилкой кушаем котлеты,
-Ножик режет нам омлеты.
Ладони вместе перед собой «тарелка».
Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.
Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».
«Режем» прямой ладонью взад-вперёд.
43. Зима -Снег ложится на дома,
-Улицы и крыши.
-Тихо к нам идёт зима,
-Мы её не слышим…
Руки разводим в стороны, ладонями вниз.
Руки «домиком».
Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.
Рука за ухом.
44. Части тела -У меня есть голова,
-Грудь, живот, а там – спина,
-Ножки – чтобы поскакать,
-Ручки – чтобы поиграть. Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.
45. Домашние животные -Вот, убрав царапки,
-Кошка моет лапки.
-Мордочку и ушки
-На своей макушке. «Моем руки».
Круговые движения ладонью по лицу.
Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.
46. Мамин праздник -Мамочка хорошая,
-Мамочка любимая!
-Очень я её люблю,
-Поцелуи ей дарю! Воздушный поцелуй над ладонью.
Поцелуй над другой ладонью.
Сдуваем с ладони поцелуй. Сдуваем поцелуй с другой ладони.
47. Моя семья
-Этот пальчик - дедушка,
-Этот пальчик - бабушка,
-Этот пальчик - папочка,
-Этот пальчик - мамочка,
-Этот пальчик - я,
-Вот и вся моя семья! Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
48. Повстречались
-Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
-Два щенка: "Ав-ав!",
-Два жеребенка: Иго-го!",
-Два тигренка: "Ррр!"
-Два быка: "Муу!".
-Смотри, какие рога. На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.