Наталья Лазарева
Картотека осенних прогулок в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Нахождение осенних примет
Цели: развивать у детей умения самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, наблюдательность, устойчивое внимание; устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня и уменьшению температуры воздуха).
Темочки:
Воспитатель обращает внимание детей на погоду, предлагает самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. (Стало значительно прохладней. На небе часто появляются облачка. На некоторых деревьях появились желтые листья.)
Приметы: теплая осень к долгой зиме.
Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, и рвет, и льет, и снизу метет».
Стихотворения:
СЕНТЯБРЬ
В этот месяц, что ни год,
В школу тянется народ:
Золотой шуршит листвою,
Ярких астр букет несет.
Загадки:
Что за месяц к нам пришел? Золотом расшил кругом
Сад и лес, поля и луг, изменил он все вокруг. (Сентябрь.)
Д/игра «Природа и человек».
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве.
Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках.
«Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».
Труд на участке. Вместе с воспитателем дети навести порядок на своем участке и возле него: убрать мусор, веточки, упавшие листья.
Индивидуальная работа. Прыжки подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед, энергично отталкиваясь от пола (расстояние 4 м) - 2—З раза.
Прогулка 2
Рассматривание цветов
Цели: формировать умение детей находить первые приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи, семена, началось расцвечивание листьев, определять необходимость того или иного труда по уходу за растениями; развивать наблюдательность.
Попросить детей вспомнить, что они видели на цветнике летом. Как называются растения, которые еще цветут? Вспомнить строение цветка (цветок – орган размножения растений). Найти с детьми составные части цветка: лепестки, венчик, тычинки, пестик.
Цветки бывают одиночные и в форме соцветий. Одиночные цветки – колокольчик, вьюн, ирис, космея, анютины глазки и т. д. Соцветия состоят из группы мелких цветков, расположенных на одной цветоножке. Соцветия: кисть – ландыш, смородина; метелка – овес; простой колос – подорожник; простой зонтик – вишня, яблоня; сложный зонтик – укроп, петрушка; корзинка – одуванчик, подсолнечник; початок – кукуруза; сережки – береза, тополь, дуб.
Приметы: пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпасть, оттепель его сгонит; ива рано инеем покрылась – к долгой зиме.
Поговорки и пословицы: «День с дождями – гриб пойдет полками»; «Срубили кусты – прощай птицы».
Стихотворения:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Загадки:
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.
(Одуванчик.)
Дидактическая игра «Назови три предмета».
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.
«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».
Дидактическая игра «Назови растение с нужным звуком».
Подвижная игра «Красочки».
Цели: учить различать цвета; развивать ловкость.
Ход игры. Играет 5 человек и более. Выбирается ведущий («монах», который уходит в сторону, пока игроки («краски») выбирают себе цвет.
«Краски» садятся на скамейку. Приходит «монах» и стучит в дверь.
– Кто там? – спрашивает ведущий.
– Это я, монах в синих штанах, на лбу шишка, в кармане мышка!
– За чем пришел?
– За краской.
– За какой?
– За… (называет цвет).
Если нет «краски», «монах» уходит. Если есть, он ее догоняет. Дети меняются ролями.
Трудовая деятельность
Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа. Перебрасывание мячей между детьми 2,5 м, двумя руками снизу.
Прогулка 3
Наблюдение за рябиной
Цели:
продолжать наблюдение за рябиной осенью;
формировать умение находить сходство и различия красной и черной рябины.
Ход наблюдения
С рябиной свежей вазу Поставили на стол. Ее заметил сразу Лишь в комнату вошел. Есть рябину я не стану, Лучше краски я достану, Нарисую ягодки — Влажные и яркие, В каплях — бусинки росы Удивительной красы.
Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие звери любят ягоды рябины?
Какие птицы клюют ягоды рябины?
Как рябина используется в народном хозяйстве?
Исследовательская деятельность
Посчитать, сколько стволов в кусте, сколько гроздей.
Трудовая деятельность
После сбора семян приведение в порядок земельной площади цветника.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Подвижная игра
«Поймай мяч».
Цель: формировать умение ловить и передавать мяч.
Индивидуальная работа
Беседа на тему: «Какая профессия на земле самая важная?»
Цели:
расширять знания о представителях различных профессий;
формировать словарный запас.
Прогулка 4
Солнце — источник тепла и света
Цели:
формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;
развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Что нужно для роста растений, животных?
Что дает солнце?
Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.
Раскаленное вещество излучает свет, т. е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем Нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за Минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому» даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.
Исследовательская деятельность
Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.
Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?
Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?
Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
Трудовая деятельность
Помощь детям младшей группы в уборке территории.
Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.
Подвижная игра
«Пожарные на ученье».
Цели:
закреплять умение лазать по стенке;
развивать внимание.
Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
Цель: упражнять в метании в цель.
Прогулка 5
Наблюдение за осенним лесом
Цели:
— формировать обобщенное представление об осени как о времени года;
— развивать различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев;
— закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход наблюдения
Вот и осень наступила,
Листья пожелтели
И, скользя по воздуху,
На землю улетели!
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Мы никого здесь не обидим
И чудеса твои увидим!
Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем — лесом, ответить на вопросы.
Как нам узнать березу среди других деревьев?
Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)
Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)
Какого цвета ветки?
Зачем корень дереву?
Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)
Какого цвета они были летом? (Зеленые.)
Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.
Воспитатель организует игры с детьми.
«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй».
Цель: продолжать формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?
«Раз, два, три быстрей осину найди».
Как называется это дерево? (Осина.)
Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)
Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.)
Сколько стволов у осины?
Какого цвета листья?
Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.
Исследовательская деятельность
Собрать листья осины и березы для гербария.
Цель: формировать умение отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).
Приложить березовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.)
Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес — это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.
Воспитатель задает детям вопросы.
Можно оставлять мусор на лесной полянке? (Нет.)
Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести.)
Почему не нужно срезать и ломать ветки?
Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)
Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)
А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать.)
Подвижная игра «С кочки на кочку».
Цель: формировать навыки прыжков в длину.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цели:воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;
упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества
Прогулка 6
Наблюдение за камнями
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие бывают камни?
рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.)
твердые камни.
Какими камнями легче рисовать на асфальте?
К какой природе они относятся? Почему?
Какие камни прочнее?
, Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?
Могут ли камни издавать звуки?
Сравните камни на участке и в овраге.
Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Трудовая деятельность
Сбор камней на участке и выкладывание изних композиции.
Цели:
Формировать умение трудиться сообща;
развивать творческое воображение.
Подвижные игры
«Камень, ножницы, бумага».
Цели:
Формировать умение внимательно слушать воспитателя;
развивать усидчивость.
«Ловкая пара».
Цель: учить бросать мяч под углом.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение бросать мяч вцель
Прогулка 7
Наблюдение за ветром
Цели:продолжать формировать умение определять силу ветра;
расширять знания детей о неживой природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)
Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)
Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)
Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельность
Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)
Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)
Как определить с какой стороны дует ветер? ( С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)
Трудовая деятельность
Уборка участка от веток и камней.
Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Подвижные игры «Коршун и наседка».
Цели: формировать умение слушать команды воспитателя;
развивать внимание.
«Ветер».
Цели:закреплять представления о связях в природе;
формировать умение внимательно слушать команды воспитателя.
Индивидуальная работа: Упражнение с мячом.
Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.
Прогулка 8
Наблюдение за листопадом
Цели:
— расширять знания о сезонных изменениях в природе;
— формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Все ли деревья изменили окраску листьев?
Какими были летом деревья, кусты?
Как они изменились с приходом осени?
Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)
У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)
У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)
Листопад! Листопад!
Лес осенний конопат!
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопушки я лечу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.
Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)
Все листочки падают одинаково? (Нет.)
(Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад.)
Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листочки.)
Исследовательская деятельность
Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.
Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.
Трудовая деятельность
Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада.
Цель: закреплять умение работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры «Лиса и зайцы».
Цель: формировать представление об образе жизни и повадках животных.
«Хищник — добыча».
Цели:
упражнять в установлении связи «хищник — добыча»;
развивать быстроту бега, ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.
Прогулка 9
Наблюдение за перелетными птицами
Цели: расширять представления о перелетных птицах;
воспитывать познавательный интерес к птицам.
Ход наблюдения
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали. М. Ивенсен
Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)
Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)
Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)
Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)
на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом, некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)
Предложить детям собраться вместе для «перелета» : построиться клином, прямой линией и т. д.
Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)
Журавли летят, курлычут.
Шлют последнее «прощай».
За собою лето кличут,
Забирают в теплый край.
Исследовательская деятельность
Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.
Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Подвижные игры «Гуси-лебеди».
Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания. «Найди свой дом». Цели:
развивать физические качества — быстроту, ловкость;
совершенствовать ориентировку в пространстве.
Индивидуальная работа
Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).
Цель: развивать двигательную активность.
Прогулка 10
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель:формировать умение различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.
Ход наблюдения
Сам в кабину не могу я залезть пока.
До чего же велико колесо грузовика.
В кузов даже заглянуть не удастся мне,
Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.
А в кабине виден руль, дверца на замке.
Но унес ключи шофер на своем брелке.
Подожду его чуть-чуть — у него обед,
Может быть, меня прокатит, а быть может, нет. В. Мирясова
Воспитатель задает детям вопросы.
Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.)
К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)
На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеленый.)
Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)
Сколько цветов у светофора? ( Три: красный, желтый, зеленый.)
Трудовая деятельность Уборка опавших листьев.
Цели: приучать доводить начатое дело до конца;
воспитывать аккуратность, ответственность.
Подвижные игры
«Защити товарища», «Стой — беги».
Цели: упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками;
формировать умение действовать по сигналу;
— развивать ловкость.
Индивидуальная работа: Ходьба по узкой дорожке.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.
Прогулка 11
Наблюдение за цветником
Цели:
продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;
уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).
Ход наблюдения
Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо красит,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какое сейчас время года?
Что происходит с растениями осенью?
Для чего нужны растениям листья, корень?
Как называются цветы, растущие на клумбе?
Можно ли их срывать с клумбы?
Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)
Исследовательская деятельность
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
Трудовая деятельность
Сбор семян растений в разные пакеты.
Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых.
Подвижная игра
«Перелет птиц».
Цель: упражнять в беге в определенном направлении.
Игра-забава «Необычные жмурки».
Цель: развивать наблюдательность.
Ход игры. Двум игрокам завязывают глаза, остальные дети подходят к ним по очереди. Игроки с завязанными глазами соревнуются в том, кто больше друзей узнает.
При этом разрешается пользоваться только двумя способами опознания из перечисленных:
– по рукопожатию;
– шепоту;
– покашливанию;
– прикосновению к волосам, ушам, носу.
Тот, кто узнает товарища, получает очко. Побеждает набравший большее количество очков.
Индивидуальная работа
Упражнение с мячом.
Цель: упражнять в ловле и броске мяча.