Приложение МААМ

Картотека музыкально-ритмических игр

Анна Зыкина
Картотека музыкально-ритмических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения. Музыка – это самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Нет детей равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения.

В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, позднее Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева и другие.

В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально - двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально - ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально - ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение - средством ее усвоения. См. : Бабаджан Т. С. и др.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. Основой, конечно, является музыка, т. к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна и широко используется многими специалистами по музыкальному воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Цель и задачи.

Цель:

Способствовать развитию музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.

Задачи:

-развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;

-учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;

-формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.

Музыкально-ритмические игры.

«Раз-два-три-четыре».

Руководство:

Для данного упражнения подбираем разную по темпу, ритму, характеру музыку и предлагаем учащимся «прохлопать» и «протопать» ее. Далее можно усложнять данное упражнение. Дети встают в 3-4 линии. Первая линия 4 раза хлопает, вторая линия 4 раза топает, третья линия 4 раза хлопает, четвертая линия 4 раза топает. Далее все вместе хлопают и топают. Так же в данное упражнение можно добавить повороты и прыжки. Все зависит от года обучения учащихся театральной студии и от усвоения ими материала.

«Марш».

Руководство:

Знакомство учащихся театральной студии с маршем начинаем с прослушивания музыки, обсуждение характера, настроения. Учим шаг с высоким подниманием колена. Далее учим марш на месте с дальнейшим продвижением по кругу, учимся держать дистанцию. После того как дети научились ровно шагать в долю, можно усложнять задания:

- шаг только в сильную долю (как цапли);

- смена: шаг в каждую долю, шаг только в сильную;

- шаг и хлопок в каждую долю;

- шаг и хлопок только в сильную долю;

- смена: шаг и хлопок в каждую долю, шаг и хлопок только в сильную долю;

- шаг в каждую долю, а хлопок только в сильную.

«Передай ритм».

Руководство:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

«Мы танцуем буги-буги».

Руководство:

И. п. стоя в кругу, руки вдоль туловища, ноги вместе, выполняют движения в соответствии с текстом:

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед, и немножко потрясем.

Мы танцуем Буги-Вуги (твист на месте)

Поворачиваясь в круге (поворот вокруг себя)

И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп)

Буги-Вуги, О’кей! (дети идут в центр круга)

Буги-Вуги, О’кей! (дети идут из центра круга)

Повторить 2 раза. Далее ведущий предлагает взять другую руку, ногу, ухо, пятку и т. д.

«Танцевальная композиция».

Руководство:

Дети делятся на три группы. Им дают прослушать три произведения: вальс, полька, марш. Участники игры должны придумать танцевальные движения к своей мелодии и продемонстрировать танец.

Ребята должны учитывать ритм и темп танца.

«Ловишка» муз. Й. Гайдна.

Руководство:

Выбирается «ловишка». Он становится лицом к стене, остальные дети у противоположной стены лицом к нему.

Такт 1-4 - Дети тихо подбегают к ловишке

Такт 5-8- Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»

Дети убегают, ловишка догоняет.

Методические указания: Следить, чтобы дети подбегали к «ловишке» легко, ритмично, как можно ближе, не боясь быть пойманными.

«Игра с колокольчиками» муз. Ю. Рожавской.

Руководство:

Дети стоят в кругу, в правой руке колокольчик. В центре круга воспитатель.

Такт 1-8 - дети бегут вправо по кругу, воспитатель влево. В конце музыки поворачиваются лицом в круг.

Такт 9-12 - звенят колокольчиками.

Такт 13-16 - кружатся, с окончанием музыки кладут колокольчик на пол.

Такт 17- 24 повторяют движения 1-8 тактов. С последним аккордом быстро берут колокольчик. Кто остался без колокольчика становится ведущим.

Методические указания: Игру можно использовать на новогоднем утреннике, как игру с Дедом Морозом.

«Зайцы и лиса» муз. М. Красева

Руководство:

Дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.

Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.

Такт 3-4 - три раза подпрыгивают на двух ногах.

Такт 5-8 – повтор движений.

Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису.

Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.

Такт 17 – два раза гладят правое ухо.

Такт 18 – два раза гладят левое ухо.

Такт 19-20 – вертят «хвостиками».

Такт 21-22 – прыгают.

Такт 23-24 – кружатся.

Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).

Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.

«Карусели» любая народная мелодия с ускорением

Руководство:

Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихотворения:

Еле-еле, еле-еле медленная ходьба

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом, ходьба с ускорением

Все бегом, бегом, бегом

Побежали, побежали бег на носках под ритм слов

Побежали, побежали…

Тише, тише, не спешите, движения замедляются и

Карусель остановите, дети останавливаются,

Раз-два, поворачиваются лицом к центру,

Раз-два, отпускают ленту

«Козел» муз. «Полька» И. Сац.

Руководство:

Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:

Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит.

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

«Музыкальные кубики» муз. М. Гоголевой.

Руководство:

Для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика.

Такт 1-4 - Ребенок кладет кубик на кубик под музыку справа налево правой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Ставим мы без лишних слов!

Ребенок старается построить башню. На «раз» взял, на «два» положил.

Такт 5-8 – перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Скоро будет дом готов!

«Танец природы».

Руководство:

Все дети разбиваются на пары и тройки (при желании - группы побольше, а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему (примеру – танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).

Дети сидят, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди показывает свой танец.

«Танец без музыки».

Руководство:

Все становятся по кругу, один ребенок выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для стоящего в центре круга атмосферу танца. Например – дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т. д.)

Задача того, кто остался в кругу – почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.

«Ловушка» р. н. м. «Я на горку шла».

Руководство:

4-5 человек становятся в круг, держась обеими руками за веревку, концы которой соединены, остальные дети за кругом.

На затакт дети должны одновременно поднять веревку вверх. А затем на каждый такт то опускают веревку вниз, то поднимают ее вверх. Так продолжается до конца 1-й части музыки или запева. В конце веревка должна оказаться наверху.

На 2-й части музыки или на припев остальные дети поворачиваются за ведущим и бегут за ним «змейкой» через все «воротики». По окончании музыки «ловушка захлопывается»- дети опускают веревку вниз. Кто попался, тот становится в круг и берется обеими руками за веревочку. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают почти всех детей.

«Колокола и колокольчики».

Руководство:

Дети стоят по линиям, руки внизу. Изображаем большой колокол – хлопок над головой на «раз», на «два» – пауза. Маленькие колокольчики- руки вперед, хлопки на «раз-два», пауза.

Варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или левого уха.

«Раз, два, добрый день».

Руководство:

Дети стоят парами друг против друга.

Такты 1 – 2. Хлопают в свои ладоши два раза и в ладоши партнера три раза и поют «Раз, два, добрый день».

Такты 3 – 4. Дети стоящие лицом к центру круга боковым галопом перебегают к другому партнеру.

Движения повторяются до конца 1-й части (с повторением).

«Море волнуется».

Руководство:

Дети выполняют любые движения под музыку. Музыкальный руководитель говорит слова: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - и называет любое прилагательное – смешная, большая и т. д. фигура на месте замри!

«Ходим кругом».

Руководство:

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

Публикации по теме:

Картотека музыкально-дидактических игрКартотека музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр 1. «Волшебные часы»Цель: Повторение и закрепление изученного материала. Методика применения: Под.

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы Учим различать тембровую окраску. СКОЛЬКО НАС ПОЕТ? Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами, три матрёшки-картинки.

Картотека музыкально-образных игрКартотека музыкально-образных игр Картотека музыкально-образных игр 1. «Осенняя прогулка»Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами, 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека музыкально-ритмических игр
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 12:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека музыкально-ритмических игр» (включая файлы) размещена пользователем Анна Зыкина (УИ 2980181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД