Елена Федосенко
Картотека логопедических заданий по лексическим темам подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека логопедических
заданий по лексическим темам подготовительной к школе группы.
Оглавление
Оглавление 3
Лексическая тема : «Осень. Деревья». 4
Лексическая тема : «Лес. Грибы и ягоды». 6
Лексическая тема : «Овощи. Огород». 8
Лексическая тема «Фрукты. Сад». 10
Лексическая тема : «Сад – огород. Домашние заготовки». 12
Публикация «Картотека логопедических заданий по лексическим темам подготовительной к школе группы» размещена в разделах
Лексическая тема : «Осень» (обобщение). 13
Лексическая тема : «Наше тело. Правила гигиены». 15
Лексическая тема : «Дикие животные. Подготовка к зиме». 17
Лексическая тема : «Животные холодных и жарких стран». 19
Лексическая тема : «Осень. Деревья».
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
Время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, ковёр (из листьев, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.
Глагольный словарь:
Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья, опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.
Словарь признаков:
Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни, промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, красный, жёлтый, бордовый, багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, рыжий, поздняя, хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.
Словарь наречий:
Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.
Лексико-грамматический строй речи :
• Дидактическая игра «Скажи наоборот» ( подбор антонимов: ярко-тускло, ранний - поздний и др. см. расширение словарного запаса).
• Дидактическая игра «Сосчитай листочки» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными).
• Дидактическая игра «В лесу» (упражнение в образовании мн. числа существительных и их употреблении в именительном и родительном падежах. Пример:
У дома растёт берёза, а в лесу растут (берёзы). В лесу много (берёз).
• Дидактическая игра «С какого дерева, чей листочек?» (образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).
Развитие связной речи:
Составление описательного рассказа «Осень» с использованием схематичного плана.
Подробный пересказ рассказа «Лес осенью» (по Г. Скребицкому и В. Чаплиной)
Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.
Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.
Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
Вопросы:
1. О каком времени года говорится в рассказе?
2. Какого цвета лес был летом?
3. Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?
4. Какого цвета стали осины осенью?
5. Какие деревья не изменили своего цвета?
6. Как кружатся листья в воздухе?
Развитие общей моторики.
Подвижная игра «Деревья» :
Развитие мелкой моторики:
Выкладывание по образцу листьев разной конфигурации из мелкой мозаики, гороха, пуговиц.
Лексическая тема : «Лес. Грибы и ягоды».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
лес, поляна, опушка, пень, мох, корзина, лукошко, грибник, куст, гриб, боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, лисичка, опёнок, рыжик, груздь, волнушка, поганка, ножка, шляпка, грибница, чаща, болото, ягода, клубника, смородина, крыжовник, малина, земляника, черника, брусника, клюква, ежевика, рябина, морошка, компот, варенье, сироп, маринад, соленье, джем, желе, салат.
Глагольный словарь:
расти, собирать, готовить, варить, жарить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.
Словарь признаков:
грибной (дождь, лето, поляна, год, рыхлый (гриб, дружные (опята, мочёный, варёный, сушёный, жареный, солёный, маринованный, белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, ядовитый, сладкий, кислый, ароматный, душистый, садовая, лесная, малиновый, крыжовенное, брусничный, земляничный, клюквенный, червивый.
Словарь наречий:
рядом, далеко, близко, вкусно
Лексико-грамматический строй речи
• Дидактическое упражнение «Продолжи предложение» (активизация, обогащение словаря, закрепление падежных окончаний существительных в косвенных падежах, правильное употребление простых предлогов. Пример:
Мы пошли в лес за опятами, маслятами… (лисичками, волнушками и т. д.).
В лесу растёт много волнушек…
Грибы растут в лесу, (в чаще, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве).
Грибы можно сорвать, срезать (положить в корзину, почистить, порезать, посушить).
• Дидактическое упражнение «Объясни словечко» : подосиновик, подберёзовик, боровик, моховик, мухомор, рыжик, волнушка, черника.
• Дидактическая игра «Какое варенье?» ( правильное употребление относительных прилагательных: клюквенное, смородиновое и др.)
• Дидактическая игра «Ягодка» ( употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением: малинка, рябинка, земляничка, клюковка и др.)
Развитие связной речи
Выучить скороговорку: У пеньков опять пять опят.
Пересказывать по вопросам:
Где растёт ягода
Кислая клюква растёт на болоте. Собирать её можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растёт клюква, может ходить по ней и не видеть её. Черника растёт – её видишь6 рядом с листиком ягоды. И так их много. Что место синеет. Голубика растёт кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас – клюква, невидима сверху.
О. Крупенчук
Вопросы:
1. Как растёт клюква?
2. Какие ещё ягоды растут в лесу?
3. Как они растут?
4. Какая ягода невидима сверху?
Развитие общей моторики
Подвижная игра (координация речи с движением) «Где вы были?»
Ножки, ножки, где вы были?
(ходьба на месте)
За грибами в лес ходили.
(Присели, «собирают» грибы)
Что вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали да смотрели,
Все пенёчки оглядели.
(Смотрят из-под руки, поворот влево - вправо).
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Грибы» :
Мухомор красный - гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной, затем на обеих руках.
Н. Нищева
Лексическая тема : «Овощи. Огород».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
огород, огородник, овощи, овощерезка, урожай, грядки, рассада, теплица, посадка, сорняк, капуста, картошка, свёкла, редиска, репа, редька, лук, чеснок, фасоль, перец, бобы, горох, баклажан, кабачок, морковь, огурец, стручок, кочан, ботва, куст, «вершки», «корешки», борщ, салат, рагу.
Глагольный словарь:
вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть.
Словарь признаков:
овощной, красный, зелёный, жёлтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, круглый, овальный, треугольный, вытянутый, гладкий, шершавый, горький, сладкий, солёный, кислый, квашеный, толстый, крепкий, зрелый, ранний, поздний.
Словарь наречий:
рано, поздно, мелко, крупно
Лексико-грамматический строй речи
• Дидактическая игра «Слова-неприятели» ( подбор антонимов по теме: ранний - поздний, крупный - мелкий, горький - сладкий и др.)
• Дидактическая игра «Крупный - мелкий» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением).
• Дидактическое упражнение «Подбери слово» ( подбор однородных прилагательных к существительным: огурец какой? (овальный, зелёный, мелкий, твёрдый, шершавый, водянистый, крупный, вкусный).
• Дидактическая игра «Соберём урожай» ( усвоение глаголов с различным значением: Я срезаю капусту. – Я дёргаю морковь. – Я снимаю огурцы. – Я копаю картошку и др.)
• Дидактическая игра «Поварята» ( употребление в речи относительных прилагательных: Я приготовлю овощной суп. – Я испеку капустный пирог и др.)
Развитие связной речи
Составление простых предложений с однородными определениями (Таня ест крупный красный сочный вкусный помидор).
Составление описательных рассказов и загадок-описаний об овощах по плану-схеме.
Развитие общей моторики
Подвижная игра «Урожай"
В огород пойдем,
Урожай соберем.
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы морковки натаскаем
(«Таскают».)
И картошки накопаем.
(«Копают».)
Срежем мы кочан капусты,
(«Срезают».)
Круглый, сочный, очень вкусный,
(Показывают круг руками — 3 раза.)
Щавеля нарвем немножко
(«Рвут».)
И вернемся по дорожке.
(Идут по кругу, взявшись за руки)
Н. Нищева
Развитие мелкой моторики
Выкладывание из различных материалов (мозаики, гороха, шнурков и др.) контуров овощей.
Пальчиковая игра «Капуста»
Лексическая тема «Фрукты. Сад».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
сад, фрукты, плод, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат, апельсин, мандарин, лимон, ананас, виноград, кисть, лоза, дерево, черенок, кожура, косточка, варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе, садовник, посадка, урожай, витамины, здоровье, ломтик, долька, кусочек, вкус, начинка, сухофрукты, изюм.
Глагольный словарь:
расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.
Словарь признаков:
румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый, полезный, вкусный, красный, зелёный, фиолетовый.
Словарь наречий:
вкусно, кисло, сладко, много, мало, горько, пресно
Лексико-грамматический строй речи
• Дидактическая игра «Скажи наоборот» ( подбор и точное употребление антонимов по теме: поздний - ранний, кислый - сладкий, полезный - вредный, высоко-низко, чистый - грязный, крупный - мелкий, гладкий - шероховатый, зрелый - зелёный и др.).
• Дидактическая игра «Что с чем рядом» (закрепление употребления в речи предложных конструкций и существительных в творительном падеже.) Образец: «Рядом с яблоком груша и слива».
• Дидактическая игра «Магазин» (закрепление относительных прилагательных по теме). Образец: «Я куплю апельсиновый сок».
• Дидактическая игра «Бабушкина кладовая» (упражнять в правильном употреблении предлога ИЗ. Образец: «У бабушки в кладовой сок из яблок».)
Развитие связной речи
Составлять предложения с однородными членами - признаками фруктов.
Составлять описательные рассказы и описательные загадки с опорой на план-схему.
Составить рассказ по вопросам к сюжетной картинке, придумать ему название и пересказывать.
Примерный текст составленного рассказа:
Наступила осень. В саду созрели фрукты. Семья пришла собирать урожай.
Мама забралась на лестницу и срывает с яблони большие, круглые, красные, сладкие, ароматные яблоки. Дима подбирает с земли крупные, жёлтые, душистые, сочные, сладкие груши и складывает их в большую плетёную корзину. Папа несёт полную тяжёлую корзину с фруктами домой.
Богатый урожай собрали в саду. Дома из фруктов мама и бабушка выжмут сок, сварят варенье и законсервируют компоты. Запаса фруктов хватит на всю зиму.
Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова
Развитие общей моторики
Координация речи с движением, подвижная игра «В саду» :
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем.
Дети водят хоровод.
С ветки яблоки сорвем
Тянутся вверх на носочках.
И в корзинку отнесем.
Наклоняются.
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем.
Хоровод.
С ветки груши мы сорвем
Тянутся вверх на носочках.
И в корзинку отнесем.
Наклоняются.
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем. Урожай там соберем, соберем, соберем.
Хоровод.
С ветки сливы мы сорвем,
Тянутся вверх на носочках.
И в корзинку отнесем.
Наклоняются.
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем,
в сад пойдем.
Урожай там соберем, соберем, соберем.
Урожай там соберем, соберем, соберем
И домой все отнесем, отнесем, отнесем.
Хоровод
Развитие мелкой моторики:
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
Останавливаются лицом в круг.
Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название животного.
А для волка – кожура.
Изображают пасть волка двумя руками.
Он сердит на нас – беда!
Приседают, закрывают голову руками.
Разбегайтесь, кто куда!
Разбегаются.
Лексическая тема : «Сад – огород. Домашние заготовки».
Расширение словарного запаса детей
Закрепление лексики, отработанной по темам «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды».
Лексико-грамматические игры и упражнения
• Дидактическая игра «В саду или в огороде» (составление сложных предложений с противительным союзом «а»).
• Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что»).
• Дидактическая игра «Бабушкины заготовки» (употребление относительных прилагательных; образование отглагольных прилагательных: солить - солёный, мариновать - маринованный, жарить - жареный, печь - печёный, консервировать - консервированный и их употребление).
• Дидактическая игра «Собираем урожай» (составление предложений с предлогами НА, С, В, ИЗ, ПОД).
Развитие связной речи
• Употреблять в речи сложные предложения с союзами «а», «потому что».
• Составлять сравнительные описательные рассказы с опорой на план-схему.
Развитие общей моторики
Координация речи с движением, подвижная игра «В огороде и в саду» :
Овощи и фрукты –
Вкусные продукты.
В огороде и в саду
Для еды я их найду.
Импровизация движений
в такт стихотворению.
Л. Смирнова
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «Компот» :
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот:
Левая ладошка - «ковшиком»,
правой «мешают».
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Дети опять «варят» и «мешают».
Н. Нищева
Лексическая тема : «Осень» (обобщение).
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
названия времён года, осенних месяцев, листопад, урожай, заморозки, дождь, слякоть, ягоды, грибы, лукошко, стая, клин, вереница, берлога, дупло, листва, пора, названия деревьев, диких животных, перелётных птиц; плащ, сапоги, портфель, школа, зонт
Глагольный словарь:
похолодать, опадать, кружиться, шелестеть, запасать, менять, засыхать, сушить, дуть, моросить, подмерзать
Словарь признаков:
ранняя, поздняя, золотая, пасмурная, осенняя, мокрый, хмурый, косой, разноцветный
Словарь наречий:
мокро, сыро, ненастно, пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ветрено, хмуро
Лексико-грамматический строй речи :
• Дидактические игры и упражнения:
• «Назови соседей» (времена года, осенние месяцы);
• «Что сначала, что потом» (признаки ранней, поздней осени);
• «Правильно-неправильно»(понимание причинно-следственных связей, употребление сложноподчинённых предложений. Образец:
Я взял зонт, потому что пошёл дождь. Пошёл дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
• «Подбери предметы к признакам» ( упражнение в согласовании прилагательных с существительными: осенний – день…; осенняя – погода…; осеннее – настроение…; осенние – дожди…
Развитие связной речи:
Пересказывать рассказ «Предзимье» по вопросам, с опорой на схему
Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют алые спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.
Вопросы:
- Каким стало небо? - Какие листья опали с деревьев? - Какие стоят берёзы и клёны? - А какими остались ели и сосны? - Какие ягоды краснеют на рябинах? - Что случилось с травой? - Что происходит с водой в реке? - Какие птицы улетели на юг? - К чему готовятся дикие животные? - Что это пришло?
Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова
Развитие общей моторики.
Координация речи с движением. Подвижная игра «Осень» :
Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова
Развитие мелкой моторики:
Пальчиковая гимнастика
О. Крупенчук
Лексическая тема : «Наше тело. Правила гигиены».
Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
голова, лоб, ухо, нос, глаз, рот, губы, зубы, язык, щека, бровь, ресницы, веко, ноздря, затылок, подбородок, волосы, стрижка, причёска, чёлка, шея, туловище, грудь, живот, спина, рука, плечо, локоть, ладонь, кисть, палец. Ноготь, нога. Колено, пятка, ступня, мышцы, кости; мыло, щётка, паста, полотенце, расчёска, зеркало, мочалка, мыльница. Ножницы, порошок, шампунь, пена, крем, веник, баня, душ. Ванна, кран, струя, массаж, гигиена, закаливание, бассейн, зарядка. Здоровье, болезнь, чистота, физкультура, гигиена.
Глагольный словарь:
дышать, смотреть, ходить, сгибать, слышать, нюхать, петь, чистить, полоскать, бегать, прыгать, топать, хлопать, хмурить, моргать, морщиться, жмуриться, прищуриться, мыть, расчёсывать. Вытирать, стричь, болеть, лечить, улыбаться, смеяться, хохотать, плакать, поворачивать, кивать, полоскать, царапать, чесать, намыливать, смывать, пачкать, согнуть- разогнуть, сжимать- разжимать, умываться, пениться, брить, массажировать, отращивать, ухаживать.
Словарь признаков:
высокий, низкий, длинный, короткий, курносый, левый. Правый, здоровый, болезненный, чистый. Грязный, мокрый, хмурый, весёлый, грустный, удивлённый, испуганный. Смелый, кудрявый, лохматый, симпатичный, уродливый, сильный, слабый, взрослый, детский, бледный, загорелый, смуглый, стройный, сутулый, длинноволосый, длинноногий, синеглазый, широкоплечий. Аккуратный, неряшливый; пенистый, душистый. Махровый, ароматный, сыпучий, хозяйственный, туалетный, банный.
Словарь наречий:
слева, справа, грустно, весело, чисто, аккуратно, страшно, удивлённо, грязно, быстро, медленно, высоко, рано, быстро, легко, мягко, забавно, смешно, заботливо, удобно, необходимо.
Лексико-грамматический строй речи :
• Дидактическая игра «Один-много» (образование множественного числа существительных).
• Дидактическая игра «Я и гномик» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
• Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои).
• Дидактическая игра «Один-два-пять» (согласование числительных с существительными).
• Развитие связной речи:
• Дидактическая игра «Спроси-ответь» (упражнять детей в умении задавать вопросы и отвечать на них полными предложениями).
• Дидактическое упражнение «Наблюдаем, рассказываем» (составление описательных рассказов по схематичному плану).
Развитие общей моторики:
Дидактическая игра «Командиры» (упражнение на освоение схемы собственного тела).
Развитие мелкой моторики:
Игра «Здравствуй, пальчик».
Лексическая тема : «Дикие животные. Подготовка к зиме».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот, названия детёнышей диких животных, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, змея, гадюка, уж, лягушка, логово, дупло, берлога, нора, запасы, корм, след, охотник, хищник
Глагольный словарь:
ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить, залегать, впадать (в спячку, сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть, питаться, гнать, догонять
Словарь признаков:
колючий, рыжая, серый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый, длинноухий, рогатый, хищный, травоядный, всеядный, земноводный, крупный, слабый
Словарь наречий:
быстро, сильно, ловко, пугливо, стремительно
Лексико-грамматический строй речи
• Дидактическое упражнение «Запрещённое слово» (развитие внимания, активизация словаря признаков) : рассмотреть картинку и рассказать, какой волк, не называя слово «злой». Аналогично – о других животных.
• Дидактические игры на образование множественного числа существительных – названий семеек животных (медведь, медведица, медвежонок – медведи, медведицы, медвежата); существительных с уменьшительно-ласкательным значением (зайчик, хвостик).
• Дидактическая игра «В лесу у великана» (образование существительных при помощи суффикса – ИЩ: волчище, зубищи и т. п.).
• Дидактическое упражнение «Сосчитай, не ошибись» (упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными. Просчитать от 1 до 10 словосочетания: злой волк; длинноухий заяц; хитрая лиса).
• Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (упражнение в правильном употреблении притяжательных прилагательных).
• Дидактические игры «Кто где живёт?», «Кто чем питается?» (упражнение в согласовании слов в предложении, в правильном употреблении простых предлогов).
Развитие связной речи
• Составление описательных загадок о диких животных с опорой на план-схему.
• Пересказ рассказа по вопросам:
Голый и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
И. Соколов-Микитов
Вопросы:
1. Каким бывает лес поздней осенью? А зимой?
2. Какого цвета зимняя шубка у зайца?
3. Почему зайцы обрадовались снегу?
4. Почему осенью зайцам белякам плохо в лесу?
Развитие общей моторики
Координация речи с движением. Подвижная игра «Как на горке»
Медленно приседают, опускают руки.
И на ёлке – снег, снег,
Вновь встают и поднимают руки
И под ёлкой – снег, снег.
Приседают и опускают руки.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь!
На цыпочках бегут по кругу, руки – на поясе.
И. Токмакова
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
О. Крупенчук
Лексическая тема : «Животные холодных и жарких стран».
Расширение словарного запаса детей
Предметный словарь:
леопард, лев, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, обезьяна, зебра, антилопа, верблюд, кенгуру, пантера, жираф, черепаха, утконос, северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, морской котик, пингвин, пасть, клыки, хобот, морда, лапы, когти, копыта, грива, бивни, саванна, джунгли, пустыня, охота, Африка, Австралия, хищник, льдина, Север
Глагольный словарь:
охотиться, прятаться, скрываться, прыгать, лазать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться, питаться, рычать, грызть, нырять
Словарь признаков:
полосатый, пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, толстокожий, свирепый, гордый, хищный, травоядный, всеядный, проворный, неповоротливый
Словарь наречий:
быстро, сильно, холодно, морозно, жарко, солнечно
Лексико-грамматический строй речи :
• Дидактическое упражнение «Догадайся, кто это?» (узнавание предмета по признаку, согласование прилагательных с существительными: ловкая – (обезьяна, полосатый -, пятнистый -, сильный - … и др.)
• Дидактическое упражнение «Объясни словечко» (развитие словесно-логического мышления, употребление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что». Лексика : двугорбый, одногорбый, носорог, утконос, пустыня, сумчатые).
• Дидактическая игра «В зоопарке» (употребление порядковых числительных; составление простого распространённого предложения с предлогом В. Образец составленного предложения: В первой клетке я увидел слона. Во второй клетке я увидела белого медведя.
• Дидактическая игра «Кого везут в зоопарк?» ( употребление притяжательных прилагательных в составе предложения: «Это слоновий хобот, значит, в зоопарк везут слона»).
Развитие связной речи
Заучивание стихотворения (по выбору).
Составление рассказа-сравнения с опорой на план-схему.
Образец:
Белый медведь и жираф.
Белый медведь – это северное животное, а жираф – южное. Медведь – животное хищное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с тёмными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на лапах когти, а у жирафа копыта.
Развитие общей моторики
Координация речи с движением. Подвижная игра «Зебра» :
По саванне зебра мчится,
Над землёй летит, как птица.
Дети бегут по кругу с высоким подниманием колена.
Полосатая коняшка,
Словно папина тельняшка.
Меняют направление движения.
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика «В саванне» :
Тигр, жираф, огромный слон,
Зебра, пума и бизон,
Два шакала, бегемот,
Он стоит, разинув рот.
А над ними – царь зверей.
Назови его скорей!
На каждое название животного загибают по одному пальцу, начиная с мизинца правой руки.
К концу стихотворения, назвав льва, дети сжимают все пальцы в кулаки.
Н. Нищева