Заркуа Алена
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Три игры, которые научат ребёнка финансовой грамотности
Игра 1. «Размен»
В магазине дети видят, как вы достаёте деньги из кошелька. А смогут ли они сами набрать нужную сумму? Первая игра научит ребёнка различать монеты, разменивать купюры и собирать одну и ту же сумму разными способами.
Как играть
У вас наверняка накопилось много мелочи. Высыпьте её на стол и расскажите ребёнку, какие бывают монетки. Дайте их рассмотреть, сравнить размер, вес, цвет, толщину.
То же самое проделайте с купюрами.
Публикация «Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Объясните, что деньги — это конструктор. Мы собираем из них сумму, которую отдаём в магазине за покупки. Покажите ребёнку, как это работает: например, соберите 10 рублей из монет несколькими разными способами (из монет по 1 рублю, по 2 рубля, по 5 рублей и т. д. — комбинации могут быть разными).
А теперь предложите ребёнку «разменять» ваши деньги. Пусть разменяет вам монетами 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей.
Результат
Эта игра научит ребёнка различать и считать деньги. Хотите сделать процесс более захватывающим? Предложите ребёнку собрать разные комбинации одной суммы денег на скорость.
Игра 2. «Магазин»
Теперь ребёнок знает, что любую сумму можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — ходить в магазин и платить за покупки.
Порепетируйте поход в магазин дома.
Как играть
Как в детстве, только вместо листиков возьмите настоящие монеты и мелкие купюры.
Разложите на столе «товары» : игрушки, продукты из холодильника. К каждому товару прикрепите ценник. Договоритесь, кто будет «продавцом», а кто — «покупателем».
Если «покупатель» — ребёнок, то он должен будет собрать нужную сумму из купюр и монет и отдать вам в обмен на товар. Если сумма вышла больше — пусть дождётся сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь задача ребёнка-«продавца» проверить, правильно ли вы дали ему деньги. И если нужно, вернуть сдачу.
Результат
Эта игра учит ребё нка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы приобрести какую-то вещь, нужно за неё заплатить. Продавец получит эти деньги и использует их для развития своего бизнеса — купит новые товары или улучшит те, что продаёт сейчас.
Игра 3. «Квест в супермаркете»
Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки. Пора проверить знания на практике.
Как играть
Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег.
1. Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине.
Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара, а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей).
2. Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара.
3. К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка — например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее.
Пусть выбирает ребёнок.
Результат
В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам:
Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги.
Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар — самый лучший.
В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые. Коробка сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей — это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые.
Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку.
Ура, квест пройден. Периодически повторяйте его с ребёнком — так он скорее научится разумно относиться к тратам.
Технологическая карта
Игры на решение логических задач
«Как мужик на базаре корову продавал»
Автор: Моисеенко Ирина Петровна
Воспитатель I кв. категории
НРМДОБУ «Д/с «Ручеек»
I. Методический блок
Цель Раскрыть значение рекламы как
целенаправленного
распространения информации о
товаре с целью его продажи.
Задачи Ввести в речь новые слова
(базар, товар, реклама, выручка,
доход).
Развивать логическое
мышление, внимание, речь,
творческие способности.
Воспитывать умение
правильно воспринимать рекламу,
разумные потребности.
Форма Игровая программа
Время 25 мин
5
Материал Оформление зала для игры,
картинки с атрибутикой базара,
различных объектов, фланелеграф.
Предварительная
работа
Решение математических задач,
дидактические игры: «Отгадай
товар», «Подбери то, что нужно для
продажи»
Формы контроля Устный опрос при проведении
итогов игры
Методические
рекомендации
организаторам игры
Целевая группа: группа старшего
возраста (5-6 лет)
Анализ сказки с точки зрения экономики и финансов
Главные герои - старик, продающий корову, и паренек, пожалевший незадачливого
продавца.
Старик простоял на рынке весь день, безуспешно пытаясь продать старую и больную
корову. Цену он просил невысокую и честно отвечал на расспросы, что корова болеет, а
молока от нее не видели. Неудивительно, что покупателей на такой товар не находилось.
Сообразительный паренек пожалел неудачливого торговца и предложил ему
помощь. Он стал нахваливать неказистую животину богатому покупателю. Говорил, что
эта корова - клад, стоит дорого. А на вопрос о неважном внешнем виде отвечал, что она
хоть и худая, зато даёт много молока.
Несомненно, находчивому пареньку удалось бы продать корову, да еще и за
хорошую цену. Но услышав хвалебные слова в адрес своей скотины, старик передумал её
продавать. Видимо, он был привязан к своей Буренке и на рынок привел только из-за
нужды.
Пускай реклама скотины была не совсем честной, но зато она смогла привести к
желаемому результату. Хозяин нерадивой коровы и сам смог поверить в её идеальность.
6
Покупатель также оказался глуповатым. Ведь он видел, что слова паренька не
соответствуют действительности, но, тем не менее, попался на его удочку. Это
стихотворение учит нас не доверять продавцу, а самим очень тщательно проверять товар.
Ведь каждый на рынке ищет свою выгоду. Продавец старается всеми возможными
способами разрекламировать вещь. А покупатель надеется приобрести что-либо
качественное и недорогое.
Главная мысль стихотворения «Как мужик корову продавал» заключается в там,
что как важна хорошая реклама товара. Ведь продать даже самую ненужную вещь
поможет именно хорошая подача ее достоинств. Но честный старик совсем этого не
понимает, поэтому и стоит с самого утра на рынке.
Экономические понятия: реклама, покупатели, продавцы, товар.
Стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал» раскрывает значение
рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его
продажи, как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей,
формируют представление о профессии рекламного агента, дают представление о рекламе
как о способе получения выгоды.
Социально - нравственные качества героев:
В стихотворении Сергея Михалкова «Как старик корове продавал» всего два
главных героя: старик и паренёк. С моральной точки зрения, положительным персонажем
является старик, потому что он говорит правду, а паренёк обманывает покупателя. Но с
точки зрения экономики пав паренёк – выгода достигается с помощью хорошей рекламы.
Старик – сухонький мужичок, усталый, много работающий, небогатый. Он хочет
избавиться от своей бесполезной коровы, чем и вызывает жалость и сочувствие паренька.
Паренёк - молодой, активный балагур. Он видит безрезультативные попытки
старика продать худую и больную корову без молока и хочет помочь, причем делает это
очень деликатно: «Папаша! Рука у тебя нелегка.» Профессиональная реклама творит
чудеса – в конце стихотворения даже сам старик поверил в высокое качество товара и
передумал продавать корову.
Стихотворения – басня, носит поучительный характер и имеет свою мораль: слово
доверия продавцу, вы можете приобрести товар сомнительного качества.
Вопросы к сказке с экономической точки зрения:
Как можно было продать старую, худую корову? (только благодаря хорошей
рекламе.
Если старик захочет продавать корову во второй раз, будет ли он
расхваливать свой товар? (Да. Скорее всего, он воспользуется «подсказками» паренька).
Почему старик раздумал продавать корову? (паренек своей рекламой
переубедил старика).
Что такое реклама? (это когда людям дают информацию о том, какой
хороший товар продается, о его пользе, о его необходимости, чтобы покупателям
захотелось приобрести данную вещь для себя).
Пословица: Товар лицом продают