Парфененкова Ирина
Картотека игр для коррекции застенчивости детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Солнышко и дождик»
Ход игры: взрослый (педагог или родитель) с закрытым зонтиком в руках (зонтик должен быть безопасным, с закрытыми кончиками спиц) стоит в центре комнаты и говорит: «солнце». Все дети делают вид, что гуляют: бегают, прыгают, резвятся. Как только взрослый скажет: «дождик», - все дети должны подбежать и тесно прижаться к нему. Важное условие - всем должно хватить места, чтобы никто не остался в стороне.
Игра «Поезд»
Публикация «Картотека игр для коррекции застенчивости детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
Ход игры: на полу разложены круги (вырезанные из линолеума или обручи) – это «станции». Дети стоят в кругах. Взрослый (педагог или родитель) будет «паровозом». Он «едет» по комнате, поочерёдно подъезжает к каждой «станции» и «прицепляет» к себе новый «вагончик» - ребёнка (первый ребёнок берёт взрослого за руки, которые тот протягивает назад, остальные дети кладут руки на плечи или пояс впереди стоящему). «Переезжая» от одной «станции» к «другой», взрослый может напевать какую-нибудь песенку, например: едет, едет паровоз, две трубы и сто колёс.
Игра «Друзья»
Ход игры: взрослый раздает детям парные игрушки: двум детям по одному зайчику, двум другим – по медвежонку и т. д. Взрослый говорит детям, что им нужно найти друга для своего зверька и обменяться платочками (каждый ребенок получает по платочку). Звучит музыка, каждый ребенок танцует под музыку со своим зверьком и платочком. когда музыка заканчивается, каждому надо отыскать свою пару и обменяться платочками. далее снова играет музыка.
Игра «Где вы бывали?»
Ход игры: один ребенок назначается водящим. Он отходит в сторону. Все остальные дети вместе с взрослым придумывают, что они будут сейчас показывать: пылесосить ковер, красить забор, копать огород, петь песни, собирать ягоды и т. д. Главное условие – изображать нужно без звуков. Договорившись, дети подходят к водящему, который их спрашивает: «Где вы бывали? Что вы видали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». И начинают изображать ранее задуманное. как только водящий угадывает, что они делают, дети разбегаются, а водящий должен догнать и осалить кого-то из детей. Осаленный и будет в следующий раз водящим.
Игра «Магазин игрушек»
Ход игры: водящий ребенок уходит в сторону, а взрослый каждому ребенку на ухо говорит, какой тот будет игрушкой: зайчиком, лягушкой, мячиком, роботом, куклой и т. д. Дети принимают каждый свою позу и замирают. Водящий возвращается – он «покупатель», который пришёл в «магазин игрушек». «покупатель» ходит от «игрушки» к «игрушке», нажимает на «кнопку» (например, на животе, и «игрушка» начинает показывать свои характерные действия. Водящий должен угадать, что за «игрушка» перед ним. так «покупатель» обходит все «игрушки». а в конце выбирает понравившуюся ему «игрушку», которая и будет водящим в следующий раз.
Игра «Превращения»
Ход игры: у взрослого в руках «волшебная» палочка. Он взмахивает палочкой, говорит замысловатые слова и превращает детей в слонов. Все дети начинают грузно топать по комнате. Далее взрослый превращает детей в подъемный кран, ворону и др. Через некоторое время дети могут получать индивидуальные задания: одному надо будет превратиться в самолет, а другому - в молоток и т. д.
Игра «Фанты»
Ход игры: от каждого ребенка собирается по одному фанту (резинка от волос, машинка, носовой платок и т. д.). Затем взрослый, не глядя, берет в руки один предмет и говорит, что нужно сделать хозяину этого фата: изобразить акулу, попрыгать на одной ножке, присесть пять раз и т. д. Если задание выполнено – фант возвращается хозяину.
Игра «Краски»
Ход игры: водящий отходит в сторону. Дети садятся на скамейку или лавочку. каждый придумывает себе цвет краски. Кто-то будет синей краской, кто-то оранжевой и т. д. (цвета красок повторять нельзя). Водящий подходит к «краскам». Дети его спрашивают: «зачем пришёл?». Водящий отвечает: «за краской». Дети: «за какой?» Водящий называет любой цвет. Если такой краски нет, то водящим назначается другой ребенок. А если такая краска есть, то этот ребенок начинает убегать от водящего. Ему нужно не попасться водящему и в то же время успеть сесть обратно на своё место. Тогда водящий должен водить еще один кон.
Игра «У кого светлые волосы?»
Ход игры: дети и взрослый встают в круг. Взрослый начинает: «у кого светлые волосы – присядьте». Все дети, у кого волосы светлые, должны присесть, а потом встать. Далее продолжает либо взрослый, либо назначенный ребенок. Теперь придумывается новый признак и задание. например: «кто сегодня в шортах, хлопните в ладоши», - или, - «кто любит мороженое, улыбнитесь» и т. д.
Игра: "Клубочек"
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: клубок ниток.
Ход игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединись ниточкой, воспитатель должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.
Игра: "Поварята"
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Ход игры: все дети встают в круг - это "кастрюля" или "миска". Затем договариваемся, что будем "готовить" - суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь ещё. Воспитатель - ведущий, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового "блюда".
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с "продуктами" : резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Игра: "Танец шляпы"
Цель: развитие внимания, моторной координации.
Оборудование: шляпа, музыкальное произведение.
Ход игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая её на голову соседа. Когда музыка прервётся, участник, на голове которого осталась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети - повторить его. Затем игра продолжается.
Комментарий: в этой игре шляпа, по сути, является "отвлекающим манёвром", так как дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребёнку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнёра и станцевать с ним.
Игра: "Быстрые ответы"
Цель: игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки.
Ход игры: игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей.
Комментарий: ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным.
Игра «Рычи, лев, рычи»
Ход игры: Педагог говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».
Игра «Колдун»
Ход игры: Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.
Игра «Расскажи стихи руками»
Ход игры: Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.
Игра «Сказка»
Ход игры: Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.
Игра «Салочки»
Ход игры: Детки разбегаются по определенной территории. Водящий должен «осалить» (дотронуться) до убегающего и берет его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и т. д. Постепенно цепочка становится все длиннее. Теперь их задача – взять в кольцо убегающего. Это требует координации совместных действий в цепочке.
Игра «Поймай мяч»
Цель: развитие уверенности в себе и доверия к другим людям.
Ход игры: Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.
Игра «Закончи предложение»
Цель: повышение уверенности в себе и собственных силах.
Ход игры: Предложите ребенку закончить следующие предложения:
Я хочу….
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Обсудите ответы.
Игра «Клеевой ручеёк»
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Ход игры: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
Игра «Слепец и поводырь»
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Ход игры: Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Игра «Волшебные водоросли»
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Ход игры: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
Игра «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Игра «Подарок на всех»
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Ход игры: Детям даё тся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Игра «Волшебный букет цветов»
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Ход игры: Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?
Дети: Грустное, печальное, скучное.
Воспитатель: Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Дети: Цветов.
Воспитатель: Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети: Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Ход игры: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель даё т задания:
- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Ход игры: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.
Игра «Коврик примирения»
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Ход игры: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
Игра «Изобрази пословицу»
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Ход игры: Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
Игра «Разговор через стекло»
Цель: развить умение мимику и жесты.
Ход игры: Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”, а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Игра «Липучки»
Ход игры: Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают) : «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
Игра «Змея»
Ход игры: Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
Игра «Поварята»
Ход игры: Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
Игра «Нос к носу»
Ход игры: Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.
Игра «Дотронься до …»
Ход игры: Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т. д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.
Игра «На мостике»
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.
Количество играющих: 2 команды.
Ход игры: Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».
Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
Игра «Живая картинка»
Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.
Количество играющих: любое.
Ход игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».
Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.
Игра «Старенькая бабушка»
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.
Количество играющих: 8-10 человек.
Оборудование: платки для завязывания глаз.
Ход игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.
Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей, и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.
В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.
Игра «Ау»
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Количество играющих: 5-6 человек.
Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему : «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Игра «Небоскрёб»
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Количество играющих: 5-6 человек.
Оборудование: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Ход игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.