Наталья Соловьева
Картотека игр, направленных на развитие психических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ- ИГРА НА ТЕМУ
«ВОСПРИЯТИЕ КАЧЕСТВ ВЕЛИЧИНЫ»
Цель: Совершенствовать выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать выраженные различия в высоте, длине, ширине.
Сравни предметы
Игровой материал: листы бумаги, простые и цветные карандаши, фломастеры.
Ход РАБОТЫ
Дети сидят за столом. Сначала нужно попросить детей нарисовать предметы соответствующие понятиям:
- Большой - маленький
- Высокий - низкий
- Широкий – узкий
Публикация «Картотека игр, направленных на развитие психических процессов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Затем следует поиграть с детьми, сравнивая различные предметы по этим признакам и выделить указанные параметры в окружающих объектах (в пределах группы) А также - сравнить детей по росту, выстроив их в ряд. Ведущими могут быть дети, которые хуже справляются с заданием, или все по очереди. В качестве физкультурной минутки, а также для закрепления понятия величины детям предлагается игра, когда взрослый говорит одно из слов, определяющих величину (большой, маленький, широкий, узкий), а дети показывают руками. Можно проводить эту игру в быстром темпе.
ЗАНЯТИЕ – ИГРА НА ТЕМУ
«ВОСПРИЯТИЕ КАЧЕСТВ ВЕЛИЧИНЫ»
Цель: Различение величины – посредством первичного знакомства с устройством матрёшки.
ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЁШКИ?
Игровой материал: 5-6 составных матрёшек на каждого ребёнка.
Ход РАБОТЫ:
Дети вместе с педагогом выстраивают матрёшек в ряд по росту. После этого можно поделить всех матрёшек на группы, как в детском саду: подготовительная, старшая, средняя, младшая. (на столе выделяется место для каждой из групп.) Дети отводят своих матрёшек в разные группы, взрослый следит за правильностью. Затем можно поиграть в игру : «Каравай». Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру: «Вот такой вышины (ширины, вот такой нижины (ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!» В это время матрёшек тоже выстраивают в хоровод. Можно собрать матрёшек на прогулку в пары по росту. В заключение матрёшки собираются в одну.
ЗАНАТИЕ - ИГРА НА ТЕМУ
«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОРМЫ ПРЕДМЕТА»
Цель : Формировать умения использовать рациональные приёмы осязательного обследования формы предмета.
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Игровой материал: мешочки, внутри которых находятся геометрические фигуры.
Ход РАБОТЫ
Педагог даёт каждому ребёнку мешочек, просит опустить руку в него и назвать при ощупывании фигуру. Для более старших детей можно дать задание нарисовать эти фигуры. Каждый ребёнок должен определить на ощупь не менее четырёх фигур.
ЗАНЯТИЕ – ИГРА НА ТЕМУ
«ПАЛОЧКИ»
Цель: Развивать логическое мышление и обоснованность мыслительных действий.
Игровой материал : Счётные палочки, карточки с образцами.
Ход РАБОТЫ:
1. Детям предлагается выложить из палочек фигуру по образцу.
2. Дети делают фигуру по образцу (несколько прямоугольников, а затем даётся задание убрать две палочки так, чтобы получился один прямоугольник. Необходимо помочь тем детям, которые не смогли справиться с заданием.
3. Из шести палочек дети составляют домик по образцу, а затем превращают домик во флажок, переложив две палочки. Педагогу нужно поощрять детей, нашедших правильное решение.
4. Сначала дети строят домик по образцу, а затем перекладывают одну палочку так, чтобы домик был перевёрнут в другую сторону. В завершении игры можно предложить детям придумать свои фигуры и выложить их из палочек.
ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ОБОБЩЕНИЯ»
Цель : Развивать умения обобщать объекты, выделять главное в них.
1. ИГРА «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Игровой материал: карточки с изображением знакомых предметов.
Ход работы:
Предлагаются детям карточки с изображением различных предметов, где один по существенным признакам отличается от других. После того, как ребёнок выполнит задание, его надо спросить, почему он так считает.
2. ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Игровой материал: Список слов.
Ход работы:
Детям зачитывают слова и просят назвать их одним словом.
Лиса, заяц, медведь, волк - (звери)
Сосна, ель, берёза. – (деревья)
Кровать, стул, диван, кресло - (мебель)
Шапка, юбка, майка, платье - (одежда)
Сыр, колбаса, хлеб, масло - (продукты)
Для детей постарше дать обобщающее слово и предложить им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.
Овощи…. огурец. помидор, картофель, кабачок
Фрукты…. банан, яблоко, груша, мандарин
Птицы…. Ворона, сорока, воробей, скворец
Транспорт… поезд, автобус, машина, мотоцикл
Домашние животные …. кошка, собака, корова, лошадь
Дикие животные…. лиса, заяц, медведь, волк
ЗАНЯТИЯ- ИГРЫ НА ТЕМУ
«ТОНКАЯ МОТОРИКА, ЗРИТЕЛЬНО- ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ»
Цель: Развитие тонкой моторики руки, зрительно-двигательной координации, последовательности мышления.
1. ЛАБИРИНТЫ
Предложить детям провести линию карандашом, не отрывая руки от письма.
2. БУСИНКИ
Нанизывание бусинок на леску. Нужно следить за тем, чтобы была определённая последовательность при формировании бус. Можно показать различные варианты бус.
3. ТРАФАРЕТЫ
Предложить детям обвести карандашом любой трафарет. Соскальзывание карандаша с края трафарета говорит о плохой зрительно-двигательной координации.
4. ПОПАДИ В ТОЧКУ
Попросить детей отвести руку с карандашом вверх на расстоянии 10-15 см. от листа, а затем предложить попасть кончиком карандаша в точку. Внимание детей обращают на точность выполнения задания, не регламентируя скорость движения.
5. ШТРИХОВКА
Педагог просит детей заштриховать фигурки прямыми или косыми линиями так, чтобы линии не пересекались.
6. ОБВЕДЕНИЕ ПО ТОЧКАМ
7. НАМАТЫВАНИЕ НИТОК В КЛУБКИ
8. РАБОТА С КНИЖКАМИ РАСКРАСКАМИ
9. МОЗАЙКА
10 ПОПАДАНИЕ ВОЗДУШНЫМИ ШАРАМИ В ОБРУЧ.