Людмила Тихонова
Картотека игр и упражнений по использованию коллекции ненужных вещей в первой и второй младших группах
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и упражнений по использованию коллекции ненужных вещей в 1 и 2 младших группах.
«Коллекция ненужных вещей»
Обычный целлофановый пакет
Экспериментирование «Что в пакете».
Цель: знакомить с движением воздуха.
Опыт «Плавает – тонет».
Цель: знакомство с качествами предметов.
«Таяние снега».
Экспериментирование «Замерзание воды в пакете», «Таяние снега в пакете».
Публикация «Картотека игр и упражнений по использованию коллекции ненужных вещей в первой и второй младших группах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Цель: знакомство со свойствами воды.
Фокус: «Карандаши в пакете».
Цель: развивать фантазию детей, умение строить предположения, знакомить с качеством пакета – эластичностью, дарить детям радость.
Дыхательные упражнения : «Сдуем пакет», «Надуем пакет», «Пакетик, лети».
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат.
Подвижная игра «Пакетик, не упади» (подкидывать руками, не давая упасть).
Цель: развивать координацию движений; играть вместе, не толкаясь, дарить детям радость.
Конструирование «Бантик», «Гусеница» (с использование пакета и резинок для волос). Цель: развивать фантазию, моторику руки.
Игры по речевому развитию: «Пакетик что делает?»
Цель: активизация глаголов («шуршит», летает», «сминается», «надувается», «тянется»)
«Пакетик какой?»
Цель: активизация прилагательных «прозрачный», «бесцветный», «большой», «маленький», «шуршащий».
Игра «Что лежит в пакете» (обследование любых предметов).
Цель: развивать тактильные ощущения.
Игра «Рисуем в пакете» (накапать краски разных цветов, завязать, водить пальчиками по пакету).
Цель: развитие тактильных ощущений, моторики руки, эстетического и цветового восприятия, фантазии.
Игра «Угадай по звуку».
Цель: развивать слуховое восприятие.
Пакеты могут быть использованы как предмет для переноса определенных предметов (при выполнении трудовых поручений, в сюжетно – ролевых играх, при конструировании и т. д., в сюжетно – ролевых играх.
Пупырчатая плёнка
Игра «Лопаем пузырьки».
Цель: развивать тактильные ощущения, моторику руки, снятие внутреннего напряжения.
Игра «Рисуем на пластилине» (отпечатывание плёнки).
Цель: развивать тактильные ощущения, моторику руки, художественно – эстетическое восприятие.
Отпечатки можно ставить многими предметами из коллекции ненужных вещей : прищепками, расческой, крышкой, бигуди и т. д.
Игра «Рисуем плёнкой». (Пленка красится и делаются отпечатки)
Цель: развивать тактильные ощущения, моторику руки, художественно – эстетическое восприятие, фантазию.
Отпечатки плёнкой можно делать на тесте, мокром песке.
Рисование пальчиками на пупырчатой плёнке.
Цель: развивать тактильные ощущения.
Ходьба по пупырчатой плёнке.
Цель: массаж стопы, профилактика плоскостопия, общее закаливание организма.
Бигуди
Бигуди бывают разные: из разного материала, разных размеров, разных цветов. В зависимости от того, какие у вас собрались бигуди, выбирается нужное упражнение или игра.
Конструирование из бигуди «Маленькая в большой», «Пирамидка», «Цепочка» и др.
Цель: развивать тактильные ощущения, моторику руки, цветовое восприятие.
Экспериментирование «Липучие бигуди» (прилеплять к ним другие предметы из коллекции ненужных вещей.
Цель: знакомство с качествами предметов, развивать тактильные ощущения, моторику руки.
Игра «Нитка и бигуди)» (любая шерстяная нитка накручивается на бигуди).
Цель: развивать моторику руки, тактильные ощущения, координацию движений.
Игра – массаж с бигуди (Ребёнок катает бигуди между ладошек вперёд – назад, руки держат перед собой).
Бигуди в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Платочек
Игра «Ку-ку!»
Цель: развивать мимические упражнения, артикуляционный аппарат.
( Дети держат платочек за верхние уголки перед лицом: в этом положении они «спрятаны». Хором говорят: «Ку-ку!», опускают платочек и появляются со смешной гримасой на лице. Повторить несколько раз. Можно мальчиков поставить перед девочками, чтобы дети веселили друг друга.)
Вариант. Пока дети прячутся за платочками, можно давать им задание изображать на лице различные эмоции: радость, страх, удивление, грусть, злость.
1,2,3 –ты печальным замри.
1,2,3 – ты удивленным замри.
1,2,3 – ты веселым замри.
1,2,3 – ты сердитым замри.
.
Игра «1,2,3 – ты платочек сбереги».
Дети стоят в кругу и держат свои платочки за уголочки. Руку с платочком вытянуть вперед. Педагог-ведущий ходит внутри круга и говорит: «1,2,3 – свой платочек сбереги!» После слов он пытается схватить чей-нибудь платочек. Дети стараются, опередив педагога, спрятать свой платочек за спину. Усложнение игры: ведущий просит детей закрыть глаза, положить вторую руку на голову, на плечо, держаться ею за ухо, за нос…
Цель: развивать ориентировку в пространстве, быстроту реакции, внимание.
Пальчиковая гимнастика «Проглот – бегемот».
Носовой платок держать за уголок в левой руке. Подушечки пальцев правой руки соединены вместе – это бегемот. Он «открывает и закрывает рот» и басом представляется:
- Привет! Привет!
Я проглот – бегемот,
у меня большой живот.
Мой платок он скушал, вот! (стараться целиком вобрать платочек в кулак, одной рукой)
Сразу стало у проглота
брюхо, как у бегемота!
Сделать проглота - бегемота другой рукой и повторить все движения. Для закрепления «жевать» платок без текста, издавая соответствующие действию звуки «ням – ням – ням».
Цель: развивать моторику руки, тактильные ощущения, стимулировать речевое развитие.
Игра «1,2,3 – моё движенье повтори!»
На счет дети прыгают, потом повторяют движение, например: кружатся, танцуют, приседают.
Цель: развивать двигательную активность, координацию движений.
Игра «Фокусники».
Цель: развивать тактильные ощущения, общую моторику.
Платочки спрятали в кармашки и повторяют слова :
Свои ручки покажите. Пусто?
Свои ручки поднимите.
Ими потрясите.
А теперь потрите. Ничего?
Сожмите, уроните,
подуйте, поглядите. Ничего?
Затем педагог прячется или отворачивается и говорит волшебные слова: «1,2,3 – ну-ка фокус покажи!». Дети достают свои платочки и показывают педагогу.
Пальчиковая гимнастика «Жаба»
Жабу мы нашли на кочке (пальцы сжаты в кулак)
Принесли домой в платочке (кулак накрыть платочком)
Развернули мы платок – (снять носовой платок)
Жаба прыг под потолок! (выпрямить пальцы и оттолкнуться ими от стола)
Цель: развивать моторику руки, тактильные ощущения.
Пальчиковая гимнастика «Стираем носовой платочек»
(намочить платочек; намылить, потереть, прополоскать, отжать, встряхнуть, повесить сушить.)
Я платочек постираю, а потом прополощу, отожму,
встряхну, повешу, и прищепкой пристегну.
Цель: развивать моторику руки, тактильные ощущения.
Игра с платочками «Червячок»
Когда дождик поливает (кладут платочки на колени или на любую ровную поверхность)
Кап, кап, кап, кап… (показывают ладошку правой руки)
Дождевой червяк гуляет (указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) передвигаются в разные стороны)
Когда сухо вниз ползет (Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – вниз)
Землю в темноте жуёт (Пальчики обеих рук собирают платочек в обе ладошки)
В коллекции ненужных вещей могут быть самые разнообразные предметы, конечно, соответствующие возрасту, безопасные и со смысловой нагрузкой, которую иногда можно сразу не заметить. Здесь могут быть: прищепки, салфетки, втулки от туалетной бумаги, колпачки, кусочки ткани, бумажки и многое другое.
Со всеми предметами можно играть на развитие тактильных ощущений, изучение качеств предметов, рассматривать эти предметы, конструировать.
Предметы коллекции используются как предметы – заместители в сюжетно – ролевых играх.
Игра «Чего не стало».
Цель: развивать зрительную память.
Игра «Угадай на ощупь».
Цель: развивать тактильные ощущения, логическое мышление.