Елена Постнова
Картотека игр для нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание — одно из главных направлений современного образования. Как научить юного дошкольника с детства любить свою Родину?
В одном из выступлений президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Во все времена возникает вопрос, а что представляет собой патриотизм, и какую роль он играет для российского дошкольника и школьника?
Публикация «Картотека игр для нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Без патриотического воспитания мы можем потерять настоящее и будущее. В слове патриотизм заключены воспоминания с памятью ушедших поколений и их подвигов во имя свободы. Любовь к родному краю, родной культуре, родному языку, традициям, начинается с малого- с любви
к своей семье, к дому, к своему детскому саду. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Именно поэтому заинтересованность педагогов в плане воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма должна быть максимально высокой. А для того, чтобы процесс этот происходил более интересно, живо и разнообразно, возможно применение различных игр. А также разучиванием коротких стихотворений. Одно из любимых у Пляцковского.
Родина
Слышишь песенку ручья?
Это — Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это — Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина —
Это тоже родина.
Картотека игр :
Игра «Мой адрес»
К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен
знать свой адрес. Проще всего закрепить знания в игре. Цель игры: Закрепить
знания об адресе местожительства детей. Оборудование: мяч Ход игры: В эту
игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми.
Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в
городе? Или Я живу на улице? Или: Я живу в доме №? Или: Я живу в
квартире №? Или: я живу в стране под названием? Рядом с моим домом
находится? И т. д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить
фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра
продолжается. Вопросы можно повторять.
Игра «Наш детский сад»
Цель игры: закрепить знания о детском саде, о его
сотрудниках. Воспитывать уважительное отношение к старшим, к
сотрудникам детского сада и их труду. Оборудование: Фотографии детского
сада, помещений детского сада и игровых площадок, а так же сотрудников
(воспитателей, заведующей, методиста, музыкального руководителя,
инструктора ФИЗО, руководителя ИЗО (если есть, повара, завхоза и т. д.).
Эта игра требует предварительной работы: проведение экскурсий по
детскому саду, рассматривание фотографий с изображением площадок
детского сада, группы и других помещений (кухни, спортивного зала,
музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета и т. д.).
Ход игры: Игра заключается в том, чтобы дети, увидев фотографию,
определили, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно
достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что
там делают.
Игра «Добрые слова»
Стихотворение Вежливые слова
Цель игры:
Закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать
доброжелательность, положительное отношение друг к другу. Оборудование:
картинки с изображением различных жизненных ситуаций (например,
мальчик толкнул девочку в лужу, дети делятся конфетами, спасатель спас
котёнка и отдаёт его детям и т. д.). Ход игры: Ведущий (взрослый) достаёт
поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают
картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в
увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку.
Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
Игра «Волшебные слова»
Цель игры: Воспитывать доброжелательное
отношение к окружающим людям. Закреплять умение проявлять вежливость.
Расширять словарный запас ребёнка набором вежливых слов. Эта игра
относится к категории словесных игр, поэтому играть в неё можно в любом
месте. Для мотивации детей можно ввести сказочного персонажа, который не
знает «волшебные слова» и дети должны ему подсказать. Ход игры:
Участники игры по очереди называют «волшебные слова» (здравствуйте,
спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, до свидания, приятного
аппетита, будьте здоровы, доброго пути, добро пожаловать, разрешите,
угощайтесь, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи,
приятно познакомиться, извините, прошу прощения, благодарю и т. д.).
Выигрывает тот, кто больше всех вспомнит таких слов.
Игра «Моих родителей зовут…»
Закрепляем знание имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Для игры используем мяч, который передаем по кругу и называем имя и отчество своих родных.
Игра «Народные промыслы» (собери узор)
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов, дети называют, что изображено и собирают эту картинку.
Игр на данную тематику можно представить огромное множество. Также можно использовать авторские разработки педагога. Куда включить и фотографии любимого детского сада, фотографии семей воспитанников, родственников, фотографии родного города, достопримечательностей и много всего другого. Самое главное-это желание донести до воспитанников в интересном формате нужную информацию. Все зависит от фантазии.