Получи документы

Картотека диагностики супружеских отношений

Лариса Гусева
Картотека диагностики супружеских отношений
▼ Скачать + Заказать документы

Диагностика супружеских отношений

Гусева Лариса Альбертовна

Старший воспитатель

Общение между супругами лежит в основе семейного благополучия и включает очень важную функцию – помогает человеку обеспечить личный комфорт себе и своим близким. Общение дает возможность проявиться одной из важнейших супружеских ролей – психотерапевтической.

Публикация «Картотека диагностики супружеских отношений» размещена в разделах

Общение и взаимоотношения супругов в благополучных семьях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлексивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей в семье, моральная и эмоциональная поддержка

Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.

При диагностике супружеских отношений могут решаться следующие задачи:

1. Изучение особенностей общения в супружеской паре : опросник “Общение в семье” (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская) и др.

2. Исследование эмоциональных отношений в супружеской паре :

• опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова);

• опросник “Шкала любви и симпатии” (3. Рубин, модификация Л. Я. Гоз-мана и Ю. Е. Алешиной);

• опросник “Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность” (ПЭА) (А. Н. Волкова, модификация В. И. Слепковой).

3. Диагностика супружеской совместимости :

• опросник “Ролевые ожидания и притязания в браке” (РОП) (А. Н. Волкова);

• опросник “Измерение установок в семейной паре” (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман).

4. Изучение особенностей конфликтного взаимодействия супругов :

• методика “Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях” (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман);

• опросник “Реакция супругов на конфликт” (А. С. Кочарян, Г. С. Коча-рян, А. В. Киричук).

5. Исследование перцептивных процессов в супружеской паре : методика “Мое письмо о супруге” (С. А. Белорусов);

• методика “Диагностика межличностных отношений” (Т. Лири, в адаптации Л. Н. Собчик).

Опросник удовлетворенности браком

Назначение методики — экспресс-диагностика степени удовлетворенности—неудовлетворенности браком у каждого из супругов, а также совпадения или рассогласования полученных оценок. Авторами данной методики являются В. В. Столин, Т. Л. Романова и Г. П. Бутенко (1984).

Описание методики

Текст методики состоит из 24 утверждений (первоначальный вариант содержал 29 утверждений, которые могут быть сведены к шести следующим типам:

1. Сравнение своего брака с другими браками.

2. Предположение об оценке собственного брака со стороны.

3. Констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом.

4. Собственная оценка супруга по ряду параметров.

5. Установка на изменение характера супруга.

6. Мнение, позитивное или негативное, относительно брака вообще.

Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: “верно”, “трудно сказать”, “неверно” (или их семантические аналоги). Утверждения содержат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и в негативной форме.

Заполнение опросника занимает не более 10 минут. Вопросы не касаются излишне интимных фактов и подробностей.

Инструкция: “Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т. д. Выполняйте работу по возможности быстро”.

Текст опросника

1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

2. Ваши супружеские отношения приносят Вам :

а) скорее беспокойство и страдание;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:

а) как удавшийся;

б) нечто среднее;

в) как неудавшийся.

4. Если бы Вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги);

б) трудно сказать;

в) Вы бы не стали ничего менять.

5. Одна из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и сексуальные отношения :

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

а) что Вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) Вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9. Большинство людей в какой-то мере обманывается в своих ожиданиях относительно брака :

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:

а) кто угодно, но только не теперешний (яя) супруг (а);

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний (яя) супруг (а).

12. Вы гордитесь что такой человек, как Ваш (а) супруг (а, рядом с Вами:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

13. К сожалению, недостатки Вашего (ей) супруга (и) часто перевешивают его достоинства:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются :

а) скорее в характере Вашего супруга ;

б) трудно сказать;

в) скорее в Вас самих.

15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;

в) ослабли.

16. Брак притупляет творческие возможности человека:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

17. Можно сказать, что Ваш супруг (а)обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:

а) согласен;

б) нечто среднее;

в) нет, не согласен.

18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

19. Вам кажется, что Ваш (а) супруг (а)часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли: а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

22. Не правы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

23. Как правило, общество Вашего супруга (и) доставляет Вам удовольствие:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Примечание. В варианте опросника для супругов, подавших заявление о разводе, утверждения № 3, 10, 12, 18, 23 формулируются в прошедшем времени.

Обработка и интерпретация результатов:

“Ключ” : 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, Ив, 12а, 13в, 14в, 15а, 1бв, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.

Если выбранный испытуемым вариант ответа (а или в) совпадает с приведенным в ключе, то начисляется 2 балла; если ответ промежуточный (б) — 1 балл; за ответ, не совпадающий с “ключом”, — 0 баллов. Далее подсчитыва-ется суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла — от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий, образуя следующую шкалу оценок взаимоотношений :

0—16 баллов — абсолютно неблагополучные,

17—22 баллов — неблагополучные,

23—26 баллов — скорее неблагополучные,

27—28 баллов — переходные,

29-32 баллов — скорее благополучные,

33—38 баллов — благополучные,

39-48 баллов — абсолютно благополучные отношения.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2016–2017 учебный год В конце учебного года в мае 2017 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) во второй младшей группе, в которой участвовало.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за первое полугодие 2016–2017 учебного года Система достижения детьми планирования результатов освоения программы. Цель педагогической диагностики: Адаптировать содержание основной.

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Открытое занятие в рамках текущей диагностики «По щучьему велению» 1. Цель занятия: выявить полученные знания, представления, умения детей по блокам «Считалочка», «АБВГДЕйка», «Окружающий мир», «Родное слово».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Картотека диагностики супружеских отношений
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 16:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека диагностики супружеских отношений» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Гусева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД