юлия марченко
Картотека детского экспериментирования в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
“ЗОЛУШКА»
Как отделить соль от перца?
Нужно насыпать смесь на лист цветной бумаги. Потереть шарик о шерстяную ткань и поднести к приправе, не задевая её. Перец притянется к шарику, соль останется на бумаге.
Вывод: так происходит при трении шарика о ткань из шерсти он наэлектризовывается и приобретает способность притягивать к себе некоторые предметы, словно магнит.
Воздушный шарик и шерстяная тряпочка, лист цветной бумаги.
“Цветик-семицветик»
“Разноцветные лепестки»
Публикация «Картотека детского экспериментирования в домашних условиях» размещена в разделах
Предложить вспомнить сколько лепестков в сказке и выяснить каких красок не хватает. Показать детям листы с изображениями контур лепестков и попросить их раскрасить. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?
• Дети смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, наносят его на соответствующий лепесток. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов.
Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой.
Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, желтая, белая (в палитре; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением цветка (по 7 лепестков, кисти.
“Крошка Енот»
«Чем можно заменить зеркало»
Тихонько заглянем в таз с водой и увидим там свое отражение.
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение? Очень плохо, оно размытое.
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечетко и размыто.
Таз темного цвета, вода.
“ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»
Поможем Буратино достать ключик со дна пруда, не замочив руки.
Опустить магнит в банку, ключ притянется к магниту.
Вывод: магнит и в воде не теряет своих свойств: притягивать металлические предметы.
Банка с водой, ключ, магнит на ниточке.
“Волшебник Изумрудного города»
«Торнадо в банке».
Налейте воду в банку, но не доливайте жидкость до края. Туда капните средство для мытья посуды и высыпьте в воду блёстки. Теперь быстро перемешайте по кругу ложкой. Готово! Торнадо в банке появился! Торнадо поднимает песок и кружит его с жидкостью.
Вывод: Когда вы начинаете перемешивать воду ложкой, появляется центробежная сила. Именно она создаёт вихрь из воды.
Прозрачная банка, вода, ср-во для мытья посуды, ложка, блестки, бисер и пр.
«МОЙДОДЫР»
Найдем чистую воду.
В один стакан налить простую воду, в другой к воде добавить немного ср-ва для мытья посуды. Дети опускают соломинку в воду и дуют в нее. Наблюдают, как при помощи трубочки определить, где находится мыльная и чистая вода.
Вывод:В мыльной воде образуется мыльная пена.
Два стакана, ср-во для мытья посуды, коктейльные трубочки.
«Снегурочка»
«Что будет если снег или лёд согреть?».
Дети кладут на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда.. Что вы чувствуете? Что появилось на ладошках? Откуда взялась вода? А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед? Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду? Какой сделаем вывод?
Вывод: Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд.
Снежок и льдинка.
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»
“Что произойдет с бумагой, если ее промаслить»
Картинку накрыть листом белой бумаги, окунуть ватный диск в подсолнечное масло, и приговаривая: «Катись, катись наливное яблочко по серебряному блюдечку, покажи мне…», выполнять круговые движения, промасливая бумагу, бумага станет прозрачной и изображение на картинке станет видно.
Вывод: промасленная бумага становится прозрачной.
Картинки, лист белой бумаги, ватный диск, блюдце с подсолнечным маслом.
«Три поросенка»
“ Почему дом из камней оказался прочнее домиков из соломы и прутиков?”
Подуть сначала на соломинку, на прутик, они легко перекатываются по столу, камешек не передвигается с места.
Вывод: домик из камня прочнее, домиков из соломы и прутьев.
Соломинка, прутик, камешек.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
“Не пей, Иванушка, из копытца, козленочком станешь”.
Талую воду налить в воронку с ватным диском, на диске останется грязь.
Вывод: талая вода - грязная, пить ее нельзя.
Две пробирки, воронка, ватный диск.
“Алиса в Зазеркалье»
«Волшебные зеркала или 1? 3? 5?”
Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите один фрукт. Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Фруктов стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество фруктов начинает увеличиваться.
Вывод: чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Два зеркала, муляж фрукта.
“Малыш и Карлсон»
«Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?»
Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон?
Вывод: при помощи грифельного порошка и скотча можно снять отпечатки пальцев.
Простой карандаш, скотч, белый лист бумаги.
“Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
«Живая вода»
Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место.
Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Итог. Одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому
Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
“Крокодил Гена и его друзья»
Ребята, помните, что любил пускать крокодил Гена? Мыльные пузыри!
Смешать все ингридиенты и дать настояться два часа.
Вывод: мыльные пузыри можно сделать и в домашних условиях.
Сосуд, вода400 мл, 2 чайные ложки сахара, 100 гр ср-ва для мытья посуды.
“Заяц-хваста»
«Почему заяц зимой белый?»
Положите силуэт зайчика на лист белой бумаги. Прикрепите кусочком пластилина. Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово и можно подозвать детей к себе. Отойдите как можно дальше и быстро покажите вашу картинку детям (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего они скажут, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Спросите их, почему так трудно догадаться, кто это? Далее положите серый силуэт зайчика на лист белой бумаги Покажите детям тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц!
Вывод. Спросить детей, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет)
Лист белой бумаги А5, силуэты зайца серого и белого, мольберт.
“Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Волшебное озеро»
Налейте молоко. Добавьте него несколько капель пищевого красителя разных цветов, Старайтесь это делать аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь Мы заставим молоко двигаться с помощью обычного средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в средство прикоснитесь ей в цветные капельки.
-Чудо произошло, молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.
Вывод: моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. А красители делают чудо красочнее.
Тарелка, молоко, пищевые красители, моющее средство, ватная палочка.
“Волшебник Изумрудного города»
«Такие разные шары»
Предлагаю провести опыт с надуванием шаров. (два ребёнка надувают шарики, один из тонкой резины, а другой из более толстой.)
Вы заметили разницу? Как надувался Сашин шарик? (легко, быстро) А Димин? (кое-как, тяжело) Конечно, а как вы думаете, почему?
Они изготовлены из материала разной толщины. А скажите пожалуйста, какой шарик быстрее лопнет, если его сильно надуть? (Из тонкой резины, по тому, что тонкое рвётся быстрее, а толстая резина тяжелее растягивается, по этому этот шарик хуже надувался.)
Вывод: шарик из тонкого материала надувается легче, но более уязъвим, шарик из плотной резины надувается сложно, но устойчив к повреждениям.
Два воздушных шара из тонкой резины и плотной.