Саракаева Людмила
Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!
Публикация «Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Итак, приступим к артикуляционной гимнастики.
Разработка мягкого неба.
1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.
2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).
3) Произносить гласные звуки с позевыванием.
4) Имитировать полоскание горла.
Разработка нижней челюсти.
1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.
Разработка щёк
артикуляционная гимнастика - разработка щек
1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).
4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.
Разработка губ.
1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.
2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
5)«Лошадка» – пофыркали.
6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты, чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.
Разработка языка.
1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
2) «Печем пироги»
а) «Месим тесто» – размять язык зубами,
б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,
в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.
артикуляционная гимнастика - язык
3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т. е. расслабить – все выдерживать на счет 10.
4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.
5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.
6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.
7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.
8) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.
9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.
10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.
11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.
12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.
13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.
14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.
16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.
17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.
18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.
19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.
Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат. Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам (перед работой или учебой). Уделяйте этому 5 минут утром, и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день Вам обеспечен.
После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции. Хорошая дикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и певцам, но и всем другим людям, хотя бы потому, что мы живем в обществе и постоянно общаемся с людьми
Техники развития речи.
Развитие речи человека происходит на протяжении всей его жизни. Еще с младенчества мы реагируем на общение со взрослыми, пытаемся уловить эмоции собеседника, «гукаем» и акаем пытаясь поддержать диалог. Все этапы развития речи ребенка являются фундаментальными кирпичиками для основы правильной речи человека. Однако, корректировка дефектов и постановка правильной речи возможна и во взрослом возрасте.
для успешного общения и достижения своих целей нам просто необходимо уметь правильно преподать информацию
Сейчас мы живем в период информационной эпохи, когда базисом всех ценностей и знаний является информация. Для успешного карьерного роста, для успешного общения и достижения своих целей нам просто необходимо уметь правильно преподать ту информацию, которую от нас хочет услышать собеседник. А это, в свою очередь, очень трудно сделать без правильной речи.
Но прежде чем бежать и читать умные книги, чтобы пополнить свой словарный запас или штудировать Большую Советскую Энциклопедию, давайте разберемся из чего состоит наша устная речь, чтобы знать что именно нужно развить в себе для ее улучшения.
Устная речь – это не просто набор предложений, составленных по правилам синтаксиса и пунктуации, высказанных вслух.
Устная речь – это форма речевой деятельности, состоящая из:
1) Того, что мы говорим
2) Того, как мы говорим
Во вторую составляющую в свою очередь входят:
1) Тембр голоса – звуковой окрас голоса
2) Тон голоса
3) Правильность произношения слов - дикция
4) Скорость речи
Ошибка большинства людей в том, что они считают главным в правильной речи то, что мы говорим. На самом же деле «Что мы говорим» – есть только 10% информации, которая доходит до собеседника. И если Вы хотите улучшить свои коммуникационные навыки, то сначала Вам следует сосредоточиться именно на том «как мы говорим», а уже потом развивать и первый аспект речевой деятельности.
Именно 2ой составляющей речи: постановке голоса, постановке дыхания, работе с дикцией – будут посвящены материалы данного сайта. Только после освоения правильных техник голоса, возможна дальнейшая работа над техникой речи
Техника речи
Техника речи, постановка голоса
Техника речи и постановка голоса. Упражнения для постановки голоса.
Техника речи дарит свободу! Она поможет развить великолепные возможности, которые таит в себе голос. Тот, кто обретает голосовую подвижность, управляет голосом – может подарить наслаждение, взбудоражить, наэлектризовать все вокруг, а потом успокоить и примирить.
Техника речи
Демосфен - известный оратор
1) Работа с телом – освобождение от мышечных и психологических зажимов.
2) Дыхание – основа снов речевого звучания; от того, как мы дышим, зависят красота и сила голоса.
3) Голосоведение – поиск и совершенствование своего голоса данного от природы.
4) Дикция – четкость и ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного (работа с речевыми недостатками и дефектами речи).
5) Художественная речь – наделение слова энергией, выразительностью, воздействие словом и голосом.
Постановка голоса связана с выработкой навыка правильного дыхания (т. е. полного, диафрагмального). Развивайте мышцы дыхательно-голосовой опоры, научитесь дышать правильно, и ваш голос будет звучать естественно и красиво!
Скороговорки для тренировки звуков «Б» «П».
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
Командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб:
- Сено граблями, краб, грабь.
Горят лампы на рампе.
Из под Костромы,
Из под Костровщины
Шли четыре [. ]
Скороговорки для тренировки звука «Л».
— Полили ли лилию? Видели ли Лидию?
— Полили лилию. Видели Лидию.
Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.
Ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.
Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.
Скороговорки для тренировки звука «Р».
Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
Рыла свинья белорыла, тупорыла: полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла; на то Хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова; дрова вширь двора, дрова вдоль
Скороговорки для тренировки произношения звука «Ц».
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец.
Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: цыц!
Жили-были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Цидрони. Жили-были три японки: Ципи, Ципи Дрипи, Ципи Дрипи Лимпомпони. Поженились Як на Ципи, Як Цидрак на Ципи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Цидрони на Ципи Дрипи Лимпомпони, [. ]
Скороговорки для тренировки произношения шипящих “Ч”, “Ф”, “Ш”, “Щ”.
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно чётко.
Чижик, щука, три леща чуют чёрта, трепеща.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ
Веселые скороговорки – развиваем речь играючи
Скороговорки – смешные короткие складные и ритмизированные речевки, в которых повторяются одни и те же слога либо буквы. При этом для повторения выбраны не случайные слоги / буквы, а те, которые вызывают наибольшие трудности при произношении.
Скороговорки (чистоговорки) являются неотъемлемой частью народной культуры, которая впитала в себя все богатство русского языка. [. ]