вера гагарина
Картотека алгоритмических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Напольный алгоритм»
Цель- знакомить детей с построением первых алгоритмов движения, осваивание роли помощника.
Содержание. В игре имеется игровое поле, на котором расположены картинки и имеется набор карточек с изображением картинок, которые используются на игровом поле. 1 вариант по алгоритму – изучение построение первых алгоритмов движения. (ребенок -робот). Ребенок принимает на себя роль РОБОТА, выполняет последовательность своих действий.
Публикация «Картотека алгоритмических игр» размещена в разделах
Второй вариант игры – ребенок берет любую игрушку и вместе с ней проходит по заданному воспитателем алгоритму. Например, ребенку надо пройти от изображения куклы, до изображения машинки, ребенок идет в любом направлении вперед, влево, вправо, вниз, от пункта а до пункта б. Ребенок при продвижении к цели проговаривает все картинки, которые ему встречаются на пути.
Также в эти игры можно играть вдвоем. Один ребенок выстраивает маршрут движения, а другой ребенок его проходит. В этой игре ребенок осваивает роль помощника.
Игры лабиринты
Цель – развивать мышление, зрительную память.
Лабиринты с помощью Блоков Дьенеша
Цель — знакомить с циклическим и разветвляющимся алгоритмом.
Содержание. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша и, пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок задаёт наводящие вопросы, а можно отвечать только "да" или "нет" : «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
Игра «занимательная алгоритмика»
Цель – формировать у детей умение составлять различные алгоритмы. Учить составлять алгоритм маршрута движения.
Содержание — Ребенку необходимо в таблице выложить из пиктограмм программу маршрута движения исполнителя согласно схеме. Для обыгрывания задания ребенок использует фигурки человечков.
Игра «раскодируй картинку»
Цель – учить детей читать инструкцию, развивать психические процессы
Содержание — Ребенку необходимо на игровом поле выложить из цветных квадратиков картинку, согласно, расположению, зашифрованному в карточке с кодом.
Игра «матрица»
Цель – Учить детей читать закодированную инструкцию, развивать воображение, учить работать в паре, сообща.
Содержание — Дается таблица, содержащая закодированную информацию. В матрице содержится информация о количеств, цвете и форме деталей необходимых для постройки. Во время раскодирования матрицы ребенку необходимо соотнести информацию, расположенную в столбцах и строчках.
Игры с роботом Bee Bot
Цель — учить детей структурированной деятельности, развивают воображение и предлагают массу возможностей, для изучения причинно-следственных связей.
Содержание. Дети задают лого-роботу план действий, а также разрабатывают для него различные задания (приключения).
Хорошо-плохо
Цель- Формирование у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других, развивать алгоритмические умения, знакомить с линейным алгоритмом.
Правила игры:
В игру можно играть как коллективно, так и в парах или даже одному ребенку. Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хорошие поступки, а какие – плохие; распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов
Игровые действия:
Дети рассматривают картинки, распределяют их на две группы «хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.
Разнообразие вариантов игры:
1. Детям предлагается рассмотреть картинки, определить, что хорошо, а что плохо, объяснить свое решение, распределить картинки на две группы хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов.
2. Детям нужно подобрать к каждой карточке, на которой ребёнок ведёт себя плохо, карточку на которой ребёнок в аналогичной ситуации поступает хорошо.
«Палочки в ряд»
Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине. Учить действовать определенной последовательности.
Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» — поясняет В.
«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.
Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям — назвать предмет такой же формы (задание делят по частям, вызывают 5-6 детей.
Составление геометрических фигур
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук, 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
1. Составить квадрат и треугольник маленького размера;
2. Составить маленький и большой квадраты;
3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;
4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
Веселый алгоритм
Цель игры – развитие логического мышления, а также развивает умение составлять линейный алгоритм.
Содержание. Ребенку предлагается карточки с изображением любого алгоритма (одевания, раздевания, дежурства, он должен в правильно порядке эти карточки разложить, выстроить свой алгоритм.
«Построй по алгоритму»
Цель – развитие логического мышления, формировать умение выполнять линейный алгоритм.
Содержание. Ребёнку дается карточка с изображением алгоритма постройки из кубиков (Lego Duplo, ребенок должен поэтапно ее сложить.
«Что с начало, что потом, лего кубики»
Цель – развивать техническое мышление, умение действовать согласно заданному линейному алгоритму.
Содержание. Ребёнку предлагаются карточки, или Лего кубики например со знакомой ему сказкой, он должен разложить ее в правильной последовательности сюжета.
Интерактивная игра «Сочини сказку»
Цель – развивать у детей психические процессы, умение действовать строго в заданном алгоритме.
Содержание. В эту игру можно играть как индивидуально, группой или подгруппой детей. Где ребенок сам выбирает себе персонажа, выбирает время года, дом и место где будет жить сказочный персонаж. После чего начиная с выбранного персонажа он рассказывается свою сказку.
Угадай, где?
Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.
Материал: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя
Ход игры: Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д.»
Игры по безопасности (Правильно переходи дорогу! Вызов спасателей
Цель – развивать психические процессы, развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму с графическим изображением.
Содержание. Перед ребёнком набор карточек с изображением правильного перехода дорогу (действия в чс, алгоритм вызова полиции, мед. помощи, правила безопасного поведения на дороге, ребенок должен в правильной последовательности выложить их.
Картотека игр по развитию алгоритмических умений у детей 5-6 лет
Старший возраст
«Напольный алгоритм»
Цель- знакомить детей с построением первых алгоритмов движения, осваивание роли помощника.
Содержание. В игре имеется игровое поле, на котором расположены картинки и имеется набор карточек с изображением картинок, которые используются на игровом поле. 1 вариант по алгоритму – изучение построение первых алгоритмов движения. (ребенок -робот). Ребенок принимает на себя роль РОБОТА, выполняет последовательность своих действий.
Второй вариант игры – ребенок берет любую игрушку и вместе с ней проходит по заданному воспитателем алгоритму. Например, ребенку надо пройти от изображения куклы, до изображения машинки, ребенок идет в любом направлении вперед, влево, вправо, вниз, от пункта а до пункта б. Ребенок при продвижении к цели проговаривает все картинки, которые ему встречаются на пути.
Также в эти игры можно играть вдвоем. Один ребенок выстраивает маршрут движения, а другой ребенок его проходит. В этой игре ребенок осваивает роль помощника.
Игры лабиринты
Цель – развивать мышление, зрительную память.
Лабиринты с помощью Блоков Дьенеша
Цель — знакомить с циклическим и разветвляющимся алгоритмом.
Содержание. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша и, пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок задаёт наводящие вопросы, а можно отвечать только "да" или "нет" : «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
Игра «Занимательная алгоритмика»
Цель – формировать у детей умение составлять различные алгоритмы. Учить составлять алгоритм маршрута движения.
Содержание — Ребенку необходимо в таблице выложить из пиктограмм программу маршрута движения исполнителя согласно схеме. Для обыгрывания задания ребенок использует фигурки человечков.
«Занимательна алгоритмика — помогаторы»
Условия игры соответствуют игре «занимательная алгоритмика».
Игра «Раскодируй картинку»
Цель – учить детей читать инструкцию, развивать психические процессы
Содержание — Ребенку необходимо на игровом поле выложить из цветных квадратиков картинку, согласно, расположению, зашифрованному в карточке с кодом.
Игра «Матрица»
Цель – Учить детей читать закодированную инструкцию, развивать воображение, учить работать в паре, сообща.
Содержание — Дается таблица, содержащая закодированную информацию. В матрице содержится информация о количеств, цвете и форме деталей необходимых для постройки. Во время раскодирования матрицы ребенку необходимо соотнести информацию, расположенную в столбцах и строчках.
Игры со СТЕМОМ «Робомышь»
Цель — учить детей структурированной деятельности, развивают воображение и предлагают массу возможностей, для изучения причинно-следственных связей.
Содержание. Дети задают лого-роботу план действий, а также разрабатывают для него различные задания (приключения)