Анна Александровна Калёнова
Календарно-тематическое планирование в ДОУ по работе с ребёнком старшего возраста с энцефалопатией
Календарно-тематическое планирование для работы с ребёнком старшего дошкольного возраста с диагнозом "Энцефалопатия" должно учитывать особенности развития ребёнка, его потребности и возможности. Оно направлено на развитие познавательных процессов, моторики, речи, социальных навыков и эмоциональной сферы. Ниже представлен пример планирования на учебный год с сентября по май.
Сентябрь.
Тема месяца: "Осень".
1. Познавательное развитие:
Публикация «Календарно-тематическое планирование в ДОУ по работе с ребёнком старшего возраста с энцефалопатией» размещена в разделах
- Изучение осенних изменений в природе (деревья, листья);
- Развитие внимания и памяти через игры с карточками "Найди пару".
2. Развитие мелкой моторики:
- Лепка из пластилина (осенние листья);
- Рисование пальчиковыми красками.
3. Речевое развитие:
- Чтение коротких рассказов про осень;
- Обсуждение прочитанного, составление простых предложений.
4. Социально-коммуникативное развитие:
- Игры на взаимодействие в группе ("Поделись игрушкой");
- Совместная прогулка, наблюдение за природой.
5. Эмоциональное развитие:
- Просмотр мультфильмов про осень:
- Обсуждение эмоций персонажей.
Октябрь.
Тема месяца: "Животные"
1. Познавательное развитие:
- Изучение домашних животных (корова, кошка, собака);
- Сравнение размеров и форм животных.
2. Развитие мелкой моторики:
- Вырезание фигурок животных из бумаги:
- Плетение веревочных фигурок.
3. Речевое развитие:
- Рассказывание историй про животных.
- Составление загадок и отгадывание их вместе.
4. Социально-коммуникативное развитие:
- Ролевые игры "Ферма" и"Зоопарк";
- Помощь друг другу в выполнении заданий.
5. Эмоциональное развитие:
- Рассматривание картинок с животными и обсуждение их поведения;
- Имитация звуков животных.
Ноябрь.
Тема месяца: "Моя семья".
1. Познавательное развитие:
- Беседа о членах семьи, их ролях и обязанностях;
- Создание семейного дерева из аппликаций.
2. Развитие мелкой моторики:
- Раскрашивание рисунков членов семьи;
- Сборка пазлов с изображением людей.
3. Речевое развитие:
- Описание семейных традиций и праздников;
- Заучивание стихов о семье.
4. Социально-коммуникативное развитие:
- Игра "Помоги маме" (имитация помощи родителям);
- Организация совместного праздника с участием родителей.
5. Эмоциональное развитие:
- Обсуждение чувств любви и заботы.
- Проявление благодарности членам семьи.
Декабрь.
Тема месяца: "Новый год".
1. Познавательное развитие:
- Изучение символов Нового года (елка, снежинки, Дед Мороз);
- Различие времен года через новогоднюю тематику.
2. Развитие мелкой моторики:
- Украшение елки бумажными игрушками;
- Создание гирлянд из цветной бумаги.
3. Речевое развитие:
- Чтение новогодних сказок;
- Составление писем Деду Морозу.
4. Социально-коммуникативное развитие:
- Участие в подготовке к празднику (украшение помещения);
- Совместные игры и танцы вокруг елки.
5. Эмоциональное развитие:
- Обсуждение радости ожидания праздника;
- Дарение подарков и радость от получения.
Январь.
Тема месяца: "Зимние развлечения"
1. Познавательное развитие:
- Изучение зимних видов спорта (лыжи, коньки, санки);
- Наблюдение за зимними природными явлениями (снег, лед).
2. Развитие мелкой моторики:
- Лепка снеговиков из пластилина;
- Рисование зимних пейзажей.
3. Речевое развитие:
- Рассказы о зимних забавах;
- Сочинение стихов про зиму.
4. Социально-коммуникативное развитие:
- Игры на свежем воздухе (катание на санках, лепка снеговика);
- Взаимодействие в команде при строительстве снежных крепостей.
5. Эмоциональное развитие:
- Обсуждение ощущений от холода и тепла;
- Радость от совместных игр на улице.
Февраль.
Тема месяца: "День защитника Отечества".
1. Познавательное развитие:
- Изучение военной техники (танки, самолеты);
- История праздника и его значение.
2. Развитие мелкой моторики:
- Создание открыток для пап и дедушек;
- Аппликация военной техники.
3. Речевое развитие:
- Беседа о защитниках Родины;
- Заучивание поздравлений для мужчин.
4. Социально-коммуникативное развитие:
- Проведение мини-конкурсов на ловкость и силу;
- Подготовка праздничного концерта.
5. Эмоциональное развитие:
- Обсуждение чувства гордости за защитников;
- Проявление уважения к старшим.
Март.
Тема месяца: "Женский день".
1. Познавательное развитие:
- Изучение профессий женщин (врач, учитель, повар);
- Значение материнства и женского труда.
2. Развитие мелкой моторики:
- Создание букетов из цветов (аппликация);
- Подарочные коробочки своими руками.
3. Речевое развитие:
- Чтение стихов о мамах и бабушках;
- Составление благодарственных писем женщинам.
4. Социально-коммуникативное развитие:
- Помощь маме дома (игровая ситуация);
- Организация праздника для девочек.
5. Эмоционалтное развитие:
- Обсуждение любви и уважения к женщине;
- Восхищение красотой и добротой.
Апрель.
Тема месяца: "Весна".
1. Познавательное развитие:
- Изучение весенних изменений в природе (пробуждение растений, прилет птиц);
- Развитие наблюдательности через прогулки и наблюдения.
2. Развитие мелкой моторики:
- Рисование весеннего пейзажа акварелью;
- Создание поделок из природных материалов (веточки, шишки).
3. Речевое развитие:
- Чтение рассказов о весне;
- Сочинение небольших стихотворений.
4. Социально-коммуникативное развитие:
- Совместные посадки растений на участке;
- Игры на улице, связанные с весенней тематикой.
5. Эмоциональное развитие:
- Обсуждение радости от прихода весны;
- Восприятие красоты природы.
Май.
Тема месяца: "Лето приближается".
1. Познавательное развитие.
- Изучение летних явлений (тепло, солнце, купание);
- Прогулки и наблюдения за насекомыми.
2. Развитие мелкой моторики:
- Создание мозаик из ракушек и камешков;
- Лепка морских обитателей.
3. Речевое развитие:
- Рассказы о летних приключениях;
- Составление планов на лето.
4. Социально-коммуникативное развитие:
- Планирование летнего отдыха с семьей;
- Участие в коллективных играх на свежем воздухе.
5. Эмоциональное развитие:
- Обсуждение ожиданий от лета;
- Радость от предстоящих каникул.