Гаврил Ширяев
Календарно-тематическое планирование по физической культуре в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
3 класс
по предмету «Физическая культура»
ГКОУ РС (Я) «Республиканская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат для неслышащих обучающихся»
Учитель физической культуры: Ширяев Г. Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Физическое воспитание как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения является важным средством всестороннего и гармонического развития физических и духовных сил детей с нарушением слуха. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно – оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутка, зарядка и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, подвижные игры, внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции, физкультурно – массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья, спортивные праздники) – достигается формирование физической культуры личности. Физическое воспитание детей с нарушением слуха должно осуществляться в непрерывном единстве с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим воспитанием с целью подготовки их к жизни, к общественному полезному труду.
Публикация «Календарно-тематическое планирование по физической культуре в 3 классе» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое развитие. Планирование
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель обучения – формирование физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Основные задачи физического воспитания и образования детей в школе для неслышащих:
1. Укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию и закаливанию их организма. Повышение физиологической активности органов и систем организма школьников, а также физической и умственной работоспособности.
2. Компенсация и коррекция физических недостатков в двигательной сфере неслышащих детей (совершенствование координации их движений, умение сохранять равновесие и ориентироваться в пространстве за счет развития их мышечной чувствительности и зрительного восприятия). Исправление дефектов осанки. Формирование у учащихся правильной осанки, подтянутости, опрятности и кинестетического контроля.
3. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
4. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
5. Обучение учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам в ходьбе, беге, лазаньи, равновесии, прыжках, метании, передвижении на лыжах и плавании при обеспечении развития у неслышащих детей основных двигательных качеств – быстроты, силы, выносливости и ловкости.
6. Воспитание у учащихся нравственных качеств, воли, смелости, настойчивости, честности и правдивости, организованности и самостоятельности, навыков культурного поведения, дисциплинированности, коллективизма, чувство долга и ответственности, чувство дружбы и товарищества.
7. Обучение учащихся речевому материалу, связанному с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков, предусмотренных программой.
8. Привитие учащимся навыков личной и общественной гигиены в быту, труде, на учебных занятиях, в том числе на уроках физической культуры.
Общая характеристика курса
Успешное решение основных задач физического воспитания неслышащих детей в школе определяется учебной программой по физической культуре, составляемой с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей с нарушением слуха.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно – правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном стандарте;
• концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Федеральном законе «Об образовании»;
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. ;
• примерной программе начального общего образования;
• приказе Минобрнауки России от 30 августа 2010г. № 889.
Возрастные анатомо-физиологические и психические особенности движения и двигательных навыков слышащих детей свойственны и неслышащим. Но вместе с тем, неслышащие дети имеют свои специфические черты развития. Потеря детьми слуха приводит к появлению у них своеобразия в характере движений. Дети, не слыша звуков, возникающих при их движениях, недостаточно приучаются к плавности и размеренности движений. У неслышащих детей затруднена выработка движений, точных по размаху и скорости, поэтому на занятиях по физической культуре очень важно много внимания уделять их тщательной отработке (четкость, плавность и размеренность движений).
На уроках физической культуры необходимо проводить работу по развитию у неслышащих школьников навыков понимания и воспроизведения устной речи по формированию словарного запаса. Здесь в полной мере могут быть реализованы принципы обучения устной речи: обучение произношению на базе речевого общения, сознательное и активное участие детей в учебном процессе, систематичность и последовательность обучения, прочность получаемых знаний и навыков, наглядность обучения, связь теории с практикой, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в условиях коллективной работы.
Настоящая учебная программа по физической культуре включает не только практические разделы, но и речевой материал, связанный с формированием и совершенствованием тех или иных двигательных умений и навыков урока физической культуры. Речевой материал дается после каждого практического учебного материала и включает в первых – четвертых классах – словарь и лексический материал, в пятых – десятых – словарь, специальную терминологию и лексический материал. Словарь по разделам программы вводится главным образом при объяснении и разучивании новых двигательных действий. Речевой материал усваивается и закрепляется на каждом уроке. Дети должны приучиться понимать и считывать с губ такие указания, как руки вперед, вверх, вниз, назад, присесть, бежать, быстро – медленно и другие. На уроках следует сочетать наглядный показ со словесной речью, причем необходимо, чтобы знакомые движения выполнялись без наглядного показа, только со словесным указанием.
Помимо потери слуха у значительной части неслышащих детей может наблюдаться и поражение вестибулярного аппарата, деятельность которого очень важна для координации движений, правильного распределения мышечного тонуса, для сохранения равновесия и правильной ориентации в пространстве. Дети с нарушением слуха с поражением вестибулярного аппарата часто имеют шаркающую походку, их движения недостаточно координированы, их равновесие может быть легко нарушено, правильная ориентировка в пространстве затруднена. Неслышащие дети, занимающиеся физкультурой и спортом, отличаются лучшей устойчивостью, их способность сохранять равновесие совершенствуется. Регулярные спортивные занятия обеспечивают компенсаторное развитие разнообразных качеств движений детей. Они успешно овладевают сложными движениями и достигают хороших результатов в спортивных соревнованиях наряду со слышащими детьми.
Физическая культура и спорт являются хорошим общеукрепляющим средством для детей с нарушением слуха и повышают функциональное состояние сохранных анализаторов, улучшают физическое развитие и состояние здоровья неслышащих детей. На уроках физической культуры и спортивных тренировках необходимо обращать особое внимание на применение физических упражнений, которые эффективны для развития чувства равновесия и точности движений (коньки, бревно, лыжи, гимнастика, акробатика). Важны также корригирующие упражнения для воспитания правильной осанки и дыхательные упражнения для укрепления мышц живота и дыхательной мускулатуры. В программу включены упражнения для формирования осанки с целью воспитания у учащихся умение правильно держать свое тело сидя, стоя, в ходьбе, беге и других движениях. При физических упражнениях нужно постепенно переходить к более быстрому их выполнению и этим преодолевать замедленность движений, встречающуюся у многих детей с нарушением слуха.
В содержании программы включены упражнения по гимнастике, легкой атлетике, подвижным и спортивным играм и лыжной подготовке, которые могут обеспечить разностороннее физическое развитие неслышащих детей с компенсацией имеющихся у них нарушений в моторике.
Учебный план
На курс «Физическая культура» отводится 102 часа (3 часа в неделю). Однако наряду с уроками в школе следует регулярно проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школьников. Надо больше внимания уделять факультативной и внеклассной работе по физической культуре и спорту (занятия в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях, праздниках и т. д.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 3 373) данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные УУД
• развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные УУД
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные УУД
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
• овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др., показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
III КЛАСС
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.
Поворот переступанием.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой», ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.