Татьяна Федотова
Календарь «Круглый год»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.
Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Публикация «Календарь „Круглый год“» размещена в разделах
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целесообразность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Проблема
У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие текучести времени, его необратимость и периодичности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения: теперь, сейчас или сегодня-вчера-завтра и др.
Для решения данных проблем, мною был создан календарь «Круглый год».
Цель и задачи
Цель: Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Уточнить знания детей о днях недели, месяцах, временах года;
Формировать понятия о длительности, текучести, необратимости времени; Развивать у детей ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни;
Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Описание дидактического пособия
Основой календаря служит плотный картон, обтянутый тканью бежевого цвета. Название пособия вышито из фетра.
В верхней части календаря расположено 3 кармашка для обозначения текущего времени года, месяца, года.
Ниже – 7 кармашков с обозначениями дней недели. Каждый день недели выделен определенным цветом, будни подписаны черным шрифтом, выходные – красным.
Основную, центральную часть, занимают кармашки для чисел календаря, внизу который прошита лента.
В нижней части календаря имеются 7 кармашков для организации детей в режимных моментах («Игры», «Загадки», «Чистоговорки», «Ребусы», «Пословицы», «Интересные факты», «Приметы»). Данные кармашки могут быть использованы для наблюдений за объектами живой и неживой природы.
В левой части календаря расположены по вертикали названия месяцев. Каждый сезон имеет определенный цвет (зимние месяца – белого цвета, весенние – зеленого, летние – красного, осенние – желтого).
Все кармашки выполнены из прозрачной пленки, обшиты канвой. Карточки заламинированы, месяца крепятся на календарь с помощью липучки.
В состав календаря входят также:
- 2 набора карточек с изображением цифр черного и красного цвета (1-31);
- таблички с изображением праздников («День рождения», «Осенний утренник», «День знаний», «Новый год», «День защиты животных» и др.);
- картинки на липучках с изображением разных видов деятельности («Рисование» (палитра, «Лепка» (пластилин, «Физическая культура» (мяч, «Математика» (цифры) и др. ;
- указатели «Сегодня», стрелка;
- прозрачная синяя пленка.
Размер дидактического пособия 60*90.
Система работы с календарем «Круглый год»
Внимание детей ежедневно фиксируются на текущей дате. На утреннем круге дети определяют текущее число, обозначают его словом «сегодня», называют месяц, год, день недели, время года. Закрывают синей прозрачной пленкой прошедший день, обозначают словом «вчера», называют, какой день будет завтра. В конце каждого месяца с использованием календаря проводится беседа о том, какой месяц закончился, сколько в нем было недель, дней.
Календарь «Круглый год» позволяет детям узнать, в какие дни недели проводятся занятия, кружки, что будет способствовать формированию их психологической готовности к ним, планированию своей деятельности.
С помощью календаря определяется время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Дети имеют возможность посчитать, сколько дней осталось до праздника, подготовить поздравление, подарки и т. д.
Знакомство с календарем помогает осознать последовательность времен года, месяцев с которыми связаны сезонные изменения.
Определить количество прошедших месяцев с начала года и уточнить название и порядковый номер нового месяца.
Кармашки, располагающие снизу календаря можно использовать по-разному: в совместной деятельности во время утреннего круга, в режимных моментах, либо в индивидуальной работе с ребенком. Воспитатель заранее может заполнить кармашки новыми играми, пословицами, загадками и тд. и в течение недели поочередно доставать карточки. Например, в понедельник ребятам предложить назвать знакомые приметы текущего времени года или месяца, познакомить с новой приметой; во вторник – загадать детям загадки о природе, месяцах, временах года и др., или предложить детям придумать свою загадку; в среду – вспомнить знакомые пословицы, или познакомиться с новой; в четверг – предложить детям разгадать ребус, в пятницу – назвать интересный факт, а в течение любого дня достать карточку с игрой проговорить вместе чистоговорку/
Другой вариант использования кармашков – дети или ребенок (дежурный, именинник и др.) выбирают карточку и занимаются по ней.
Данные кармашки могут быть использованы во время наблюдения за объектами живой и неживой природы (например, во время наблюдения за рябиной осенью в течение недели (или месяца) дети могут выставлять картинки (или зарисовывать) полученные результаты; посадить семечко и следить за произрастанием растения в течение месяца и тд.).
Вывод
Таким образом, систематическая работа с детьми по усвоению календаря способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).
Календарь облегчит детям ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.