Ирина Анатольевна Блынская
Причина поиска генерального фактора развития одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
В истории исследования категории одаренности сложились четыре взаимодополняющие концепции:
1. Понимание одаренности как высокого уровня развития системы когнитивных процессов (сенсорноперцептивных процессов, внимания, памяти, мотивации и воли, мышления и воображения, измеряемых с помощью соответствующих текстов.
2. Отождествление одаренности с высоким уровнем развития интеллекта или умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта.
Публикация «Причина поиска генерального фактора развития одаренности» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. Рассмотрение одаренности в русле анализа дифференциальных различий, что связано с выделением общих и специальных способностей.
4. Соотнесение одаренности с высоким уровнем творческого потенциала, проявляющегося в высокой исследовательской активности ребенка, в способности легко и творчески учиться, создавать новые творческие «продукты» в науке, искусстве, технике и социальной жизни.
Понятия одарённость и одарённый ребёнок :
одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, а
одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования
Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) являются условиями, обеспечивающими возможность развития психики. Индивидуальные различия в природных предпосылках и являются основой становления одаренности. Но при этом важно отметить, что не все системы организма имеют равное значение для полноценного становления способностей. Наиболее важная роль здесь принадлежит психофизиологическому созреванию – процессу, определяющему последовательность возрастных изменений. Предполагается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза (развития индивида) есть и своя типология индивидуального развития, одним из частных проявлений которой служит сохранение рангового места индивида в группе ровесников. Психофизиологические характеристики, не только определяющие уровень развития ребёнка, но и прогнозирующие его, называются предикторами развития. Предикторами развития одарённых детей можно назвать как объективные показатели работы организма, говорящие о наличии у них способностей к какой-либо деятельности, так и среду одарённого.
В настоящее время проблема влияния биологических факторов на развитие одарённости изучена ещё недостаточно. В области этих исследований можно выделить два направления. Первое занимается исследованием конкретных биологических оснований, которые рассматриваются как благоприятные условия становления одарённости. Второе изучает различия в природных особенностях между высокоодарёнными и обычными людьми для выявления биологических источников одаренности. Каждый из подходов имеет свои недостатки. В первом за пределами остаётся анализ одарённости как целостного явления, которое может иметь не только природный источник. Во втором – диагностическая фиксация различий, которая не всегда способствует выявлению подлинных причин одарённости. В связи с этим эти подходы целесообразнее рассматривать как взаимодополняющие друг друга.
В развитии индивидуально-психологических различий человека, в том числе и умственных способностей, большую роль играет не только наследственность, но и среда, которую, как правило, наследует ребёнок. Выделяют два типа соотношений генотипа и среды: 1) пассивный – его влияние на ребёнка может быть как отрицательным, так и положительным (положительное – среда соответствует способностям ребёнка; отрицательное – среда не соответствует способностям ребёнка; реактивное – родители, имеющие иные способности и склонности, чем у их детей, создают среду, соответствующую способностям ребёнка); 2) активный – ребёнок сам ищет среду, соответствующую его способностям.
В истории педагогики и психологии одарённости наряду с теориями, доказывающими ведущую роль наследственности в развитии высоких способностей, существуют и теории, неправомерно абсолютизирующие возможности воспитания (социальнокультурных факторов). Однако недооценивание роли социально-культурных факторов в развитии одарённости ребёнка являлось бы глубочайшей ошибкой. Принцип «родника» (утверждение, что подлинный талант, подобно роднику, всегда пробьётся на поверхность, особенно может оказаться губительным, когда речь идёт о становлении детских способностей и склонностей.
Одарённость как бы произрастает на почве природных предпосылок (индивидуальных и возрастных особенностях ребёнка) и развивается в рамках зарождающейся личности. Психологическое развитие ребёнка, подростка, юноши есть в то же время процесс воспитания личности. Характер соотношения развития личности и одаренности зависит от особенностей возраста, конкретных жизненных условий (среды, деятельности ребёнка, влияния значимых взрослых и социальных институтов. Пробуждающаяся одарённость может воздействовать на становление личности, развитие её качеств (любознательность, настойчивость, трудолюбие и т. д.).
Теория креативности Гилфорда
Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс рассматривали развитие креативности с точки зрения дивергентного и конвергентного мышления. Впоследствии Дж. Гилфорд предложил изучать креативность с помощью психометрических тестов. Одним из предложенных автором тестов на креативность был тест на новое, необычное использование простых предметов (например, картонной коробки, где тестируемому предлагалось найти как можно больше оригинальных способов применения этого предмета.
Многими исследователями тесты Дж. Гилфорда были приняты и они быстро превратились в главный инструмент оценки креативности личности. Дж. Гилфорд и его сотрудники выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, описывающих креативность. Среди них — беглость (количество идей, возникающих за определенную единицу 9 времени, гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность порождать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (завышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других, иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).
В дальнейшем Дж. Гилфорд преобразовал эти показатели в одно понятие «дивергентное мышление», которое показывает познавательную сторону креативности. В сравнении с «конвергентным мышлением», основывающимся на обыденном, известном варианте решения проблемы, «дивергентное мышление» реализуется только тогда, когда проблемная ситуация разрешается не стереотипным решением, а новым, продуктивным способом. Люди, имеющие дивергентный тип мышления при разрешении проблемной ситуации начинают искать всевозможные варианты решения данной задачи, а не направляют все свои усилия на поиск единственного правильного варианта решения сложившейся проблемы. Они готовы искать и создавать новые варианты, производить связи из комбинаций, не имеющих ничего общего между собой, которые большинство людей используют стереотипным образом и не стремятся к чему-то продуктивно новому. Со временем выяснилось, что данные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются вероятными свидетельствами наличия креативности, как творческой интеллектуальной способности. Так за необычностью или «редкостью» ответа могут стоять совершенно разные психологические явления: оригинальность как проявление творчески - продуктивных способностей исследуемого, «оригинальничанье» как проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостоятельности, либо психическая неустойчивость.
Теория креативности Торренса
Для определения феномена креативности Э. П. Торренс рассматривал множество формулировок, касающихся выявления как способности к креативности, так и условия, стимулирующие данный процесс. Э. П. Торренс определял: «Креативность – это процесс проявления чувствительности к проблемам и определения этих проблем, проверок, поиска их решений, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний, формулировок гипотез, описания и сообщения результата решения. Рассмотрение креативности как процесса помогает ее структурировать: как способности, условия, стимулирующие этот процесс, а также понять творческие достижения». Тесты креативности Э. П. Торренса были созданы в связи с запросом современного образования, который был направлен на необходимость создания развивающей программы обучения детей.
Э. П. Торренсом были представлены следующие характеристики для оценки творческих достижений тех, кто показал высокие тестовые показатели: «1. Большое количество достижений в гуманитарных, естественных науках, в организаторской деятельности, в искусстве во время школьного обучения. 2. Данные достижения после окончания обучения в школе. 3. Профессиональная оценка экспертов. 4. Оценка творческого таланта независимыми экспертами. 5. Уровень творческого развития и соответствующего стиля жизни».
В лонгитюдном исследовании Э. П. Торренса изучалась зависимость тестовых показателей креативности у младших школьников и каждый из перечисленных выше показателей их творческих достижений спустя время. Все корреляционные связи оказались высоко значимыми. Но высокие показатели тестов креативности у детей не гарантировали их творческие достижения, а лишь говорили о высокой вероятности их проявления. Э. П. Торренс, для демонстрации роли творческих способностей в развитии и предсказании креативности, предложил модель из трех пересекающихся окружностей, отражающих творческие возможности, творческую мотивацию и творческие достижения. Только при совпадении трех факторов выявляется высокий уровень креативности. Таким образом, если у человека отсутствует творческая мотивация, то он не может достичь высоких результатов ни в искусстве, ни в науке, ни в каких – либо других видах творческой деятельности даже при совершенном овладении современными технологиями. И так же, наоборот, при отсутствии творческих способностей человек не может прийти к творческому, продуктивному результату, даже обладая творческой мотивацией. Он может прийти лишь к качественному мастерству.
Теория креативности Богоявленская
Богоявленская определяет креативность как глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом. Изучение творчества как продуктивного и спонтанного явления осуществлялось с помощью метода, названного автором «Креативное поле». В этих исследованиях было установлено, «что процесс познания детерминирован принятой задачей только на первой стадии. Затем, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение задачи как средств для осуществления внешних по отношению к познанию целей или оно само есть цель, определяется и судьба процесса. В первом случае он обрывается, как только решается задача. Во втором возникает феномен самодвижения деятельности. Богоявленская подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.
Отсутствие общей крупной теории при многообразии выявленных новых закономерностях и факторах указывает на трудность этой темы. Хотя исследования креативности активно ведутся вот уже несколько десятилетий, накопленные данные не столько проясняют, сколько запутывают понимание этого явления. Достаточно сказать, что еще сорок лет назад было дано более 60 определений креативности, а к настоящему моменту их уже невозможно сосчитать. При этом некоторые исследователи иронично отмечают: «Процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия».
К сожалению, до настоящего времени ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом.
Впрочем, те же сомнения высказываются и в адрес традиционного понятия «интеллект». Не приходится удивляться, что соотношение этих понятий вызывает еще больше споров. По мнению некоторых американских психологов, большинство полученных данных о соотношении креативности и интеллекта дают возможность для выделения креативности «как понятия того же уровня абстракции, что и интеллект, но более смутно и неопределенно измеряемого».
1. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 14—21. doi : 10.17759/chp.2019150202
2. Ольховская Елена Юрьевна Общая характеристика роли влияния природных и социально-культурных факторов на развитие одарённого ребёнка // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-roli-vliyaniya-prirodnyh-i-sotsialno-kulturnyh-faktorov-na-razvitie-odaryonnogo-rebyonka ( дата обращения: 08.12.2021).
3. Юмагужин Денис Рашитович, Набиева Тамара Валиевна Факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка // Евразийский Союз Ученых. 2015. №3-2 (12). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-razvitie-odarennosti-rebenka ( дата обращения: 08.12.2021). Юмагужин Денис Рашитович, Набиева Тамара Валиевна Факторы, влияющие на развитие одаренности ребенка // Евразийский Союз Ученых. 2015. №3-2 (12). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-razvitie-odarennosti-rebenka ( дата обращения: 08.12.2021).