Валерия Рябко
Какие игры развивают память дошкольников?
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, развивающие память.
Память – необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорош развита память. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребёнку от рождения. Но это не так. Ребёнок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью – это чаще те дети, которым взрослые не уделяли должного внимания и которым внушали, что у них плохая память.
Публикация «Какие игры развивают память дошкольников?» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Темочки
Как же можно развивать память ребёнка?
Важнейшим условием этого являются специальные усилия ребёнка – запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Формировать у детей готовность к таким умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию – важная задача воспитателя. Другая не менее важная задача – дать детям те средства и рациональные приёмы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент нужную информацию.
В практике дошкольного воспитания взрослые, как правило, не руководят процессом развития детской памяти, хотя многие их задания и требования опираются именно на память дошкольников. Детям даётся задача – запомнить что-нибудь (далеко не всегда понятная и актуальная для них тема, но не даются приёмы запоминания. В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию (стихов, правил, песен и др.)
Такое зазубривание не только малопродуктивно, но и утомительно для малышей. Оно лишает материал всякого смысла и вовсе не развивает память ребёнка.
Игры, которые будут предложены, содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти ребёнка. Эти условия заключаются в следующем.
Во-первых, во всех играх у ребёнка возникает необходимость в преднамеренном запоминании, которая побуждает его приложить определенные умственные усилия для того, чтобы запомнить и припомнить ему сведения.
Во-вторых, в каждой игре ребёнку передаются рациональные приёмы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приёмы используются ребёнком в качестве опоры в актуальной для него игровой ситуации и потому легко осваиваются им.
Игры описаны в порядке нарастания сложности. Их последовательность продиктована психологическими закономерностями развития памяти дошкольника.
В первой игре («Переполох») связи между запоминаемыми и припоминаемыми объектами помогает устанавливать взрослый. Он руководит умственной активностью детей, направляет её и даёт необходимые опоры. Сюжетный конфликт игры делает умственные усилия детей осмысленными и целенаправленными.
Во второй игре («Кто здесь прячется?») дети учатся уже самостоятельно устанавливать смысловые связи между объектами. Этот приём облегчает процесс запоминания и припоминания, делает его целенаправленным и осмысленным.
В третьей игре («Что достать тебе, дружок?») смысловой опорой для запоминания и припоминания предмета является выделение и проигрывание его назначения (функции). Эта игра не только учит ребёнка новому важному приёму осмысленного запоминания, но и способствует расширению объёма памяти.
Четвертая игра («Мамины помощники») направлена на развитие словесной памяти. Запоминание слов в ней побуждается понятной и близкой детям сюжетной ситуацией и облегчается общностью значений запоминаемых слов. В этой игре дети выполняют словесное поручение взрослого, что приближает их к решению учебной задачи.
Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Здесь важны и эмоциональное общение с детьми, и вовлеченность воспитателя в сюжет игры, и четкая, понятная детям формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности ребёнка. Только при этих условиях предлагаемые игры будут способствовать развитию памяти детей.