Папки-передвижки

Какие игры развивают память дошкольников?

Валерия Рябко
Какие игры развивают память дошкольников?
▼ Скачать + Заказать документы

Игры, развивающие память.

Памятьнеобходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорош развита память. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребёнку от рождения. Но это не так. Ребёнок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью – это чаще те дети, которым взрослые не уделяли должного внимания и которым внушали, что у них плохая память.

Публикация «Какие игры развивают память дошкольников?» размещена в разделах

Как же можно развивать память ребёнка?

Важнейшим условием этого являются специальные усилия ребёнка – запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Формировать у детей готовность к таким умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию – важная задача воспитателя. Другая не менее важная задача – дать детям те средства и рациональные приёмы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент нужную информацию.

В практике дошкольного воспитания взрослые, как правило, не руководят процессом развития детской памяти, хотя многие их задания и требования опираются именно на память дошкольников. Детям даётся задача – запомнить что-нибудь (далеко не всегда понятная и актуальная для них тема, но не даются приёмы запоминания. В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию (стихов, правил, песен и др.)

Такое зазубривание не только малопродуктивно, но и утомительно для малышей. Оно лишает материал всякого смысла и вовсе не развивает память ребёнка.

Игры, которые будут предложены, содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти ребёнка. Эти условия заключаются в следующем.

Во-первых, во всех играх у ребёнка возникает необходимость в преднамеренном запоминании, которая побуждает его приложить определенные умственные усилия для того, чтобы запомнить и припомнить ему сведения.

Во-вторых, в каждой игре ребёнку передаются рациональные приёмы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приёмы используются ребёнком в качестве опоры в актуальной для него игровой ситуации и потому легко осваиваются им.

Игры описаны в порядке нарастания сложности. Их последовательность продиктована психологическими закономерностями развития памяти дошкольника.

В первой игре («Переполох») связи между запоминаемыми и припоминаемыми объектами помогает устанавливать взрослый. Он руководит умственной активностью детей, направляет её и даёт необходимые опоры. Сюжетный конфликт игры делает умственные усилия детей осмысленными и целенаправленными.

Во второй игре («Кто здесь прячется?») дети учатся уже самостоятельно устанавливать смысловые связи между объектами. Этот приём облегчает процесс запоминания и припоминания, делает его целенаправленным и осмысленным.

В третьей игре («Что достать тебе, дружок?») смысловой опорой для запоминания и припоминания предмета является выделение и проигрывание его назначения (функции). Эта игра не только учит ребёнка новому важному приёму осмысленного запоминания, но и способствует расширению объёма памяти.

Четвертая игра («Мамины помощники») направлена на развитие словесной памяти. Запоминание слов в ней побуждается понятной и близкой детям сюжетной ситуацией и облегчается общностью значений запоминаемых слов. В этой игре дети выполняют словесное поручение взрослого, что приближает их к решению учебной задачи.

Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Здесь важны и эмоциональное общение с детьми, и вовлеченность воспитателя в сюжет игры, и четкая, понятная детям формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности ребёнка. Только при этих условиях предлагаемые игры будут способствовать развитию памяти детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Какие девочки — какие мальчики» Какие девочки — какие мальчики Цель: Формировать гендерную идентичность у детей. Задачи: Развивать классификацию умения на примере предметов.

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников» Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет.

Консультация «В какие игры для детей можно поиграть на пляже» Игры на пляже для детей должны соответствовать двум критериям: быть безопасными и интересными ребенку. Как малыши, так и дети старшего возраста.

Лэпбук «Пока память жива» для старших дошкольниковЛэпбук «Пока память жива» для старших дошкольников Лепбук "Пока память жива!" для детей старшего возраста Цель: Воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное.

Фотоотчет «Пальчики играют — речь нам развивают»Фотоотчет «Пальчики играют — речь нам развивают» Сегодня я хотела бы поделиться опытом с посетителями блога о развитии интеллекта у детей через кинезиологические упражнения. Я думаю, что.

Консультация «Пальчики играют — речь нам развивают»Консультация «Пальчики играют — речь нам развивают» Пальчики играют- речь нам развивают Описание: В статье представлен опыт работы по использованию кинезиологии для развития мелкой моторики.

Проект «ИКТ помогают, обучают, развивают» Методическая разработка старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №117 «Улыбка» Сквор-цовой Ольги Владимировны Проект «ИКТ развивают, обучают,.

Консультация для родителей «А в какие игры играют ваши дети?» А в какие игры играют ваши дети? Игра – это один из наиболее важных видов деятельности дошкольника, в ходе которого происходит присвоение.

Сценарий праздника ко Дню Победы «Память» для старших дошкольников Сценарий праздника ко Дню Победы «Память» для старших дошкольников. Муз. Рук Ковергина Г. В. Цель: воспитание уважительного отношения к ветеранам,.

Советы психолога «В игры играем — память развиваем» МДОБУ Усть-Ярульский детский сад № 14 «Тополёк» Памятка для родителей В игры играем – память развиваем. педагог-психолог Булова Р. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Какие игры развивают память дошкольников?
Опубликовано: 2 октября 2018 в 20:10
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Какие игры развивают память дошкольников?» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Рябко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД