Наталья Кашепова
Консультация «Как выбрать одежду для ребенка с ОВЗ»
▼ Скачать
Развитие навыков самообслуживания в раннем возрасте являются одним из базовых факторов развития ребенка. Особенностями детей с задержкой психического развития, первичной или вторичной аутизацией, нарушением обработки сенсорной информации, интеллектуальными нарушениями являются потребность в многократном показе, объяснении, выполнении методом «рука в руке», визуализацией. Выбор способа зависит от уровня развития ребенка и специфичностью симптомов.
Публикация «Консультация „Как выбрать одежду для ребенка с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Одежда, как одевать ребенка. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Если у ребенка наблюдается отставание в формировании моторных навыков, как общей, так и мелкой моторики, одежда должна быть того уровня сложности, при котором он может надеть ее самостоятельно. В соответствии с возрастом и уровнем сложности взрослый может оказать необходимую помощь: вывернуть, застегнуть кнопки, замок, пуговицы, завязать завязки. При этом, например, куртка и штаны будут более желательны, чем комбинезон, т. к. в первом случае для ребенка с начальным уровнем формирования схемы тела будет понятно, что надевать наверх, что вниз. В случае, когда это одна вещь, ребенок не может сориентироваться, как ее расположить, и тем более не в состоянии самостоятельно застегнуть замок и кнопки на комбинезоне.
Очень важно весь процесс одевания и раздевания сопровождать речью, чтобы ребенок узнавал и понимал не только названия предметов, используемых в деятельности, но также знакомился с действиями, процессами, которые в речи обозначаются глаголами.
В случае нарушения формирования алгоритма деятельности, что наблюдается практически у всех детей с отклонениями в развитии, необходимо выбирать однотипный набор одежды, внося минимальные изменения в соответствии с сезоном. Например, если это шарф, то он должен быть одного вида, с одинаковыми признаками: прямоугольный, длинный, который надевается в определенный момент времени – после куртки. В случае, если шарф сменяется манишкой, ребенок, едва усвоивший предыдущий алгоритм, не может проанализировать последовательность и внести в нее нужные изменения. Нарушение программы требует избыточной помощи взрослого, приводит к ощущению неуспеха у ребенка, формирует эмоционально неблагоприятную ситуацию. В результате возрастает тревожность, снижается самооценка, и с трудом формирующаяся мотивация.
Если приобретаются новые вещи, ребенка необходимо с ними познакомить. Потрогать, осмотреть, назвать каждую деталь, чтобы в дальнейшем, на первом этапе, когда ребенок будет работать совместно со взрослым, ребенок мог понимать инструкции, в которых взрослый использует названия деталей одежды (липучка, лямка, карман, манжета, резинка и т. д.). Ребенка необходимо научить надевать новую вещь по показу (подражанию взрослому, либо методом «рука в руке», дав почувствовать ему все движения, чтобы он мог повторить их самостоятельно.
На одежде не должно быть лишних деталей, она может быть однотонной или с равномерным принтом по всей поверхности. Крайне нежелательны декоративные замки, пуговицы, пайетки, т. к. ребенок, имеющий сенсорные или интеллектуальные нарушения, будет «застревать» и отвлекаться непосредственно от процесса одевания. Также нежелательно многослойная одежда (часто это подол или юбка, т. к. возникают проблемы при выворачивании такой одежды. По этой же причине припуски на швы должны находиться внутри, а не на лицевой стороне, т. к. это один из основных признаков, на которые ориентируется ребенок.
В целом процесс самообслуживания является в раннем возрасте базой для организованной, целенаправленной двигательной активности ребенка, для развития таких высших психических функций как речь, внимание и мышление.