Эрмине Гулян
Консультация «Как воспитать внимательность у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Как воспитать внимательность у детей
Внимание бывает трёх видов : непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
1. Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий концентрируется на всём необычном и интересном.
Публикация «Консультация „Как воспитать внимательность у детей“» размещена в разделах
2. Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.
3. Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том, что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием. >
Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание : их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным и ярким. При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.
В детском возрасте особенно важно развивать произвольное внимание, поскольку именно оно является базовым при подготовке ребенка к школе. Занятия с детьми должны быть регулярными и строиться от простого к сложному.
Почему у ребёнка снижено внимание
Нередко детям трудно сконцентрироваться из-за внешних факторов, оказывающих негативное влияние на общее развитие. Во избежание такой ситуации нужно соблюдать некоторые условия и контролировать практически все аспекты жизни ребёнка. Так на что же стоит обратить внимание в первую очередь?
Здоровье
Крепкое здоровье — главное условие, при котором ребёнок развивается полноценно и всесторонне.
Заболевания или недомогания могут ослабить концентрацию в любом возрасте, однако на детей это влияет гораздо больше: малыш становится рассеянным, апатичным. Крайне важно находить и устранять причины недомоганий, а также пристально следить за имеющимися патологиями.
Приучайте ребёнка вести здоровый образ жизни. Старайтесь дозировать время просмотра телевизора, игр за компьютером и в смартфоне. Перегружать его информацией и делами нежелательно. Отдых — одна из главных составляющих крепкого здоровья.
Режим сна
Если ребёнок плохо спит и не соблюдает режим, то становится хронически рассеянным, что влечёт снижение успеваемости в школе, стресс и развитие различных неврозов. Также от режима зависит количество энергии для концентрации и запоминания необходимой информации.
Физическая активность
Если тело человека не в тонусе, то мозг функционирует неполноценно. Уровень внимания напрямую зависит от количества подвижности в образе жизни ребёнка.
Когда дети гуляют на свежем воздухе, бегают, прыгают и играют в игры, они выплёскивают свою энергию, стимулируя активную работу мозга. При достаточном количестве активного отдыха или спорта в жизни ребёнка, он сможет быстрее и качественнее воспринимать и обрабатывать информацию, что позитивно повлияет на результаты в учебе.
Обстановка дома
Речь идет об отношениях родителей как между собой, так и к ребенку. Когда в семье есть какие-либо проблемы, создается дискомфорт и растет напряжение. Дети реагируют на такие ситуации болезненно, и эмоционально первыми попадают под удар.
Как развивать навык внимания у ребёнка
Чтобы постепенно и эффективно развивать внимание и память малыша, необходимо подключать к процессу различные упражнения. Главное, чтобы они проходили в игровом формате и ребёнку было интересно принимать в этом участие. Можете играть вместе с ним, так малыш будет чувствовать поддержку, и у него появится соревновательный настрой.
Найти отличия
Перед ребёнком стоит задача — найти все отличия между двумя на первый взгляд одинаковыми изображениями. Картинки можно найти в интернете, но выбирайте не слишком детализированные изображения, чтобы ребёнок смог привыкнуть к игре. Это упражнение подходит как первоклассникам, так и ученикам 2–4 классов.
А вот школьникам 5–7 классов как раз подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но и способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
Снежный ком
Играть можно вдвоем с ребёнком или подключить других членов семьи. Правила просты: первый игрок называет слово, второй игрок называет это слово и говорит своё, третий участник повторяет первые два слова и говорит своё и так далее. По ходу игры образуется длинная цепочка слов, которые каждому игроку необходимо называть каждый раз, когда подходит его очередь. Это упражнение развивает ещё и память.
День наоборот
Суть упражнения заключается в том, что ребёнку необходимо вспомнить, как прошёл его день, но в обратном порядке. Желательно вспомнить все события прошедшего дня, а если удастся вспомнить детали, можно смело говорить о том, что внимание и память у вашего чада на высоком уровне.
Вы можете направлять ребёнка, помогать ему и давать подсказки, если он не может вспомнить какие-то события.
Игра «Опиши предмет»
Поставьте перед ребенком любой предмет, это может быть игрушка или ваза. И предложите малышу внимательно рассмотреть его в течение нескольких минут. Потом уберите предмет и попросите ребенка закрыть глаза и как можно более подробно описать вещь. Затем верните предмет на место и предложите малышу назвать пропущенные детали.
Игра «Найди букву»
Для этого упражнения понадобится старая книга или журнал. Откройте любую страницу и попросите сына или дочь отыскать на ней все буквы «а» (это может быть любая буква). Зачеркните или подчеркните эту букву. Засеките время выполнения задания и проверьте результат. Хорошо, если ребенок пропустил не больше 3-4 букв. Скорость выполнения задания постепенно будет увеличиваться.
Игра «Назови цвет»
Возьмите лист чистой бумаги и напишите на нем названия цветов («белый», «зеленый», «красный») разными фломастерами. При этом цвет надписи и название не должны совпадать (например, слово «белый» пишем зеленым фломастером). Покажите лист ребенку и попросите его назвать цвета, которыми написаны слова. Малыш должен сосредоточиться не на слове, обозначающем цвет, а на цвете, которым оно написано.
Игра «Назови часть тела»
Смысл игры заключается в том, чтобы правильно запомнить название частей тела. Встаньте с ребенком друг напротив друга. Назовите часть тела (например, «колено») и положите на нее свою руку. Малыш должен сделать то же самое. Затем назовите какую-либо часть тела неправильно, а ребенка попросите исправить вас, дав правильный ответ. Игра направлена на развитие произвольного внимания.
Игра «Распредели фигуры по группам»
На листе бумаги нарисуйте квадраты и треугольники разного размера и цвета. Попросите ребенка изучить рисунок и найти одинаковые фигуры, выделить все квадраты и треугольники. Внимание здесь направляется на форму предмета, а не на его цвет или размер. Вместо фигур можно использовать изображения различных животных или цветов.