Светлана Губенко
Как воспитать ребенка самостоятельным
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшее качество личности- это самостоятельность. До сих пор идут споры о том, в каком возрасте и в каком виде самостоятельность обнаруживает себя и какое поведение ребенка можно считать самостоятельным. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (воли, целеустремленности, без самостоятельности личность не становится полноценной.
Публикация «Как воспитать ребенка самостоятельным» размещена в разделах
Долгое время высказывание ребенка "Я сам", рассматривалось как наиболее достоверный признак складывающейся самостоятельности. Однако мои наблюдения показали, что это не совсем так. Тяга к самостоятельности в три года, к пяти-шести годам может абсолютно исчезнуть. Как же определить истинный смысл первичных стремлений ребенка? Как избежать ошибки?
Необходимо внимательно наблюдать за ребенком. Например, малыш хочет лишь самостоятельно застегивать пуговицы на одежде. Но о том, чтобы одеть себя, и слышать не хочет. Это и есть мнимая самостоятельность. Она может вызываться и другими причинами. Например, малыш отказывается от помощи взрослого, а взрослый думает, что он так выражает свою самостоятельность. Трудно назвать самостоятельными действия, отличающиеся бессмысленностью, однообразием манипулирования предметов. Высказывание "Я сам" может отражать лишь любопытство.
Истинная самостоятельность в раннем возрасте может иметь непривычную на первый взгляд характеристику. Один из первых признаков- безудержная инициативность в намерениях. Она порой сопровождается настойчивым требованием, планированием своих действий вслух ("Построю домик с крышей", "Сделаю большой кораблик")
Инициатива и планирование -вот первые элементы в формировании самостоятельности. Успех этого этапа во многом зависит от взрослого. Следовательно, задача взрослого на этом этапе -максимальное уважение и поддержка намерений ребенка.
Второй типичный признак истинной самостоятельности выглядит как увлеченность одним делом в течении длительного времени. Ребенок становится усидчивым и неуспешные действия не разрушают его намерений. На этом этапе взрослый также внимательно присматривается и может вносить корректную поддержку. Корректная поддержка будет не тормозить действия ребенка, а напротив, способствовать развитию самостоятельности. Следует только придерживаться правила-помощь должна быть минимальной, желательно малозаметной.
Третий признак в развитии самостоятельности- способность к самоконтролю и самостоятельной оценке результата своей деятельности. Самоконтроль и самооценка не только завершают формирование самостоятельности как целостного личностного образования, но и меняют самосознание ребенка. Смысл воздействий взрослого на этом этапе- дать возможность ребенку испытать чувство удовлетворения от самостоятельно задуманного дела. Взрослый должен не понуканием и побуждением, не упреками и обидными сравнениями, а уважительно и радостно переживать успех ребенка в деятельности. Далее, в период дошкольного детства самостоятельность продолжает развиваться, но уже на другой основе. Задавая взрослому вопросы, ребенок познает мир в его многообразии. И в заключении, воспитывает самостоятельность в ребенке своевременная и строго дозированная помощь старшего.