Лариса Синева
Консультация «Как сказать «Нет» и не потерять друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинговое занятие
«Сопротивление давлению социального окружения.
Как сказать «Нет» и не потерять друзей»
Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.
Публикация «Консультация „Как сказать „Нет“ и не потерять друзей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Оборудование занятия: компьютерная презентация, мяч, карточки с описанием ситуаций,флип-чарт, маркеры, силуэт мальчика (из бумаги) на ватмане, «Чаша откровения», карточки для проведения рефлексии.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Участники садятся на стулья по кругу.
2. Приветствие (СЛАЙД – 1)
Участников в форме презентации: «Ты Маша – весёлая, а я Виктор – добрый.
3. Сообщение темы, цели занятия. (СЛАЙД – 2)
Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!».
- Как вы это понимаете?
В жизни каждого человека возникают трудные ситуации, когда необходимо сказать «нет», и овладение этим навыком имеет большое значение, так как сложно бывает сказать другому, особенно если другой человек настойчив. Трудно также и определиться: отказывать илисоглашаться.
Сегодня будем учиться говорить «Нет!», т. е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
4. Вводная часть. Игры-активаторы «Граф Монте-Кристо», «Разожми кулак».
Упражнение «Граф Монте-Кристо» (СЛАЙД – 3)
Один из участников (по желанию или случайным образом) назначается «графом Монте-Кристо». Сейчас мы все встанем в круг и возьмемся за руки. Этот круг - тюрьма на острове Иф. «Граф Монте-Кристо» встанет внутрь круга. Его задача - сбежать из тюрьмы. Он может использовать любые приемы (убеждение, хитрость, физическая сила). Но нельзя оскорблять игроков в круге и причинять им вред. Когда «граф» вырывается на свободу, он сам встает в круг, а на его место внутри круга мы выберем нового «графа».
Упражнение «Разожми кулак» (СЛАЙД – 4)
- Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак любыми способами, но без применения физической силы.
- Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?
Вывод: о том, смог противостоять группе или нет и почему.
5. Беседа с элементами тренинга.
У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д.
- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания участников из своего опыта).
- Общие увлечения, одинаковые интересы, увлечения объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас. Простой пример – одежда. Двое из твоих приятелей ходят в умопомрачительных куртках. И ты покупаешь точно такую же, невзирая на то, что она тебе совсем не к лицу.
Психологи называют такое явление групповым давлением. (СЛАЙД – 5)
В жизни наиболее часто встречаются такие виды группового давления (СЛАЙД –6) : (после каждого вида дети должны привести пример)[1]
а) Лесть, похвала;
б) Шантаж, подкуп;
в) Уговоры, обман;
г) Угроза, запугивание;
Проводится обсуждение этих видов группового давления.
Мы рассмотрели основные виды давления, и вы поняли, что с таким явлением нам часто приходится сталкиваться в жизни. Поэтому вы должны хорошо разбираться в людях, а также очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются воздействовать разными способами группового давления.
6. Отработка навыков распознавания способов группового давления.
Давайте сейчас потренируемся в определении различных способов группового давления. Я предлагаю рассмотреть предложенные ситуации (СЛАЙД – 7, и определить какие виды группового давления использовались.
Ситуации:
1. После игры в футбол старшие ребята говорят Коле, что он молодец, отлично играет, вообще, свой парень и предлагают отметить окончание игры и успешно забитые Колей голы тем, что пойдут и выпьют пива.
2. Ребята под угрозой расправы требуют у Саши денег (он должен их принести из дома).
Анализ. – Ребята, кому приходилось испытывать групповое давление? Что вам известно о поведении людей в ситуациях группового давления. (Ответы участников).
Итог педагога-психолога: поведение людей при групповом давлении можно разделить на две группы:
(СЛАЙД –8) :
- кто-то всегда готов стать как все – это конформисты;
- другие постоянно готовы к сопротивлению – это нонконформисты.
Конечно, в жизни ситуации бывают разные. Есть ситуации, в которых под давлением можно и согласиться, это те которые не приведут к отрицательным негативным последствиям. Ребята, но очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ! Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.
- Приведите примеры таких ситуаций.
- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?
Во-первых, нужно воспитывать в себе качества уверенного человека.
Во-вторых, необходимо владеть навыками отказа.