Елена Тенсина
Как школьникам начальных классов избавиться от орфографических ошибок
▼ Скачать + Заказать документы
Грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой. Тема, дающая по статистике самый большой процент ошибок в работах учащихся и не только начальной школы, «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Проблема заключается в том, что некоторые ученики, подбирая проверочные слова, изменяют форму проверяемого слова, не заботясь о том, чтобы выдержать общий принцип проверки безударных гласных. У некоторых ребят отсутствует умение правильно ставить ударение.
Публикация «Как школьникам начальных классов избавиться от орфографических ошибок» размещена в разделах
Идет смешение понятий «проверяемое слово» и «проверочное слово».
Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения «видеть» и «слышать» орфограмму при письме и знать, как найти способ ее проверки.
Для меня очень важно, чтобы ребята усвоили последовательность работы. Соблюдение такой последовательности учит детей рассуждать, доказывать, обосновывать те или иные написания, ведет к сознательному усвоению правил правописания.
Правила правописания безударных гласных вводятся во втором классе. Большинство из них не содержат рекомендаций о том, как их применять. Отсюда и разрыв между знанием правила и умением им пользоваться. Поэтому я использую алгоритмы как промежуточный этап между правилами и тренировочными упражнениями.
Эффективным средством для развития орфографической зоркости на уроке является индивидуальная работа с картами, работа в парах, групповая работа. Именно она, на мой взгляд, создает психологический комфорт, особенно для детей со слабой подготовкой (овз).
Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни.
Во 2 классе можно провести урок русского языка по теме «Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Тип урока: комбинированный урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, деятельностный. перцептивный, наглядный, репродуктивный, гностический, объяснительно- иллюстративный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, дифференцированная,
групповая.
Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая технология, ИКТ.
Цели урока обуславливают выбор методов (проблемный, исследовательский, практический, деятельностный) и форм обучения (индивидуальная, групповая, дифференцированная).
Применение проблемно-диалогической технологии принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он - не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности.
Применение инновационных методов и технологий обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т. е. :
научиться учиться («умею учить себя);
развивать познавательную активность («люблю учиться, все интересно»);
поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);
совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам оцениваю свою деятельность»).
Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся. Достигаю этого следующими путями:
создаю проблемные ситуации, коллизии;
использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся;
использую компьютерную презентацию, разноуровневые и дифференцированные задания в учебной деятельности, позволяющие расширению возможностей подачи учебного материала, стремлению к саморазвитию;
стимулирую учащихся к высказыванию собственного мнения;
оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности;
поощряю стремление ученика находить свой способ решения, анализировать ответы свои и другие.
Особенности моего урока:
Преобразующий характер деятельности учащихся: наблюдают, сравнивают, делают выводы, выполняют задания по сложности, работают по алгоритму.
Это один из нескольких уроков по разделу «Безударные гласные в корнях слов». На данном этапе изучения дети уже знакомы с понятиями «корень», «однокоренные слова», умеют выделять морфемы в словах, различать ударные и безударные слоги, ставить ударение, проверять безударные гласные формой слова. На данном уроке должны закрепить изученные способы проверки безударных гласных в корне слова и познакомиться с нахождением проверочных слов из ряда однокоренных слов разными способами, учиться работать по алгоритму.
Ожидаемый результат на уроке - активное применение и употребление различных способов проверки безударных гласных на практике.
Таким образом, используя комплексный подход, различные формы, методы, технологии, можно добиться эффективной реализации поставленных задач.