МААМ-картинки

Консультация для родителей «Как развивать логическое мышление ребенка?»

Елена Хлебова
Консультация для родителей «Как развивать логическое мышление ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы

В данной статье мы расскажем вам как развивать логическое мышление детей 6 лет с помощью игр.

Логическое мышление формируется на основе образного мышления и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, требующий не только высокой активности умственной деятельности, но и знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений, которые закреплены в словах.

Публикация «Консультация для родителей „Как развивать логическое мышление ребенка?“» размещена в разделах

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте — в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Логические приемы — сравнение, анализ, классификация, синтез, доказательство и другие — применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным, научается мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Игры на развитие логического мышления детей

Что выше?

На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое?

Предложите ребенку нарисовать деревья.

Где какой напиток?

Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?

Кто где живёт?

Необходимый инвентарь: фигурки животных или карточки с их изображением, три кубика разного цвета или картинки трех домиков.

Расскажите ребенку, что в лесу жили зайчик, лисичка и медвежонок. Каждый жил в своем домике. Домик зайчика был не желтый и не синий, а медвежонок жил не в желтом и не в белом домике.

Предложите ребенку отгадать, кто в каком домике живет, и расселить животных по своим домикам.

Цветы из клумбах

Необходимый инвентарь: цветы трех разных видов и три фигуры (круг, квадрат и треугольник, вырезанные из картона.

Предложите ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом:

Красные цветы (розы) росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые (календула) — не на круглой и не на треугольной. Где какие цветы росли?

Я загадал.

Загадайте какой-либо предмет. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить, что загадано. Например:

— Этот предмет летает?

— Да.

— У него есть крылья?

— Нет?

— Он высоко летает?

— Нет.

— Он одушевленный?

— Нет.

— Он сделан из пластмассы?

— Нет.

— Из железа?

— Да.

— У него есть пропеллер?

— Да

— Это вертолёт?

— Да.

Я беру с собой в дорогу…

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями самых разных предметов.

Подготовьте несколько картинок с изображениями различных предметов. Выложите их картинкой вниз. Предложите ребенку отправиться в путешествие, например, поездка на поезде или морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым.

Берите карточки по очереди и рассказывайте о том, как может пригодиться этот предмет.

Предметы на картинках должны быть самыми разными. Может быть, этот предмет совсем не нужен в путешествии, тогда его нужно положить в отдельную стопку.

Обыгрывайте различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

Совет: напишите под предметами их названия.

Пищевые цепочки

Поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе. Рассмотрите пару «хищник — жертва».

Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.

Луг, поле:

капуста — гусеница — воробей;

злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;

травы — насекомые — птицы;

травы, цветы — шмель, пчела.

Водоемы:

комар — лягушка — цапля;

червяк — рыба — чайка;

ряска — малек — хищная рыба.

Лес:

растения — гусеница — птицы;

растения — грызун — хищные птицы;

растения — заяц — лиса, волк;

грибы — белки — куницы.

Распредели правильно

Необходимый инвентарь: 24 карточки с изображениями разных людей.

Все изображенные на карточках должны отличаться друг от друга цветом волос, глаз, ростом, выражением лица.

Предложите ребенку распределить фигурки по четырем комнатам: в одну поместить всех детей, в другую — всех темноволосых, в третью — всех веселых, в четвертую — всех женщин.

Какие люди остались вне комнат? Какие могут войти в две, три или четыре комнаты?

Рассели птиц

Необходимый инвентарь: 20 карточек с изображениями птиц.

Птицы на карточках должны быть разные: домашние, дикие, перелетные, зимующие, певчие, хищные и т. п.

Предложите ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами.

Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Крестики-нолики

Необходимый инвентарь: бумага, две ручки.

Очень известная и очень простая игра. Нарисуйте квадрат из девяти клеток 3x3.

Объясните ребенку правила игры : каждый из игроков выбирает себе крестик или нолик. Затем по очереди игроки ставят свои значки в пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым выстроит три своих значка (крестики или нолики) в прямую линию (по вертикали, горизонтали или диагонали).

Есть еще усложненный вариант игры. Правила остаются прежними, а вот поле увеличивается на одну клетку: в нижнем ряду справа дорисуйте еще одну ячейку (как на рисунке).

КТО ЧТО ЛЮБИТ?

Материал: картинки с изображением животных и пищи для них.

Разложите перед ребенком картинки с изображениями животных и отдельно – картинки с изображением еды, предложите всех «накормить».

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Зачитайте ребенку слова одной группы и попросите их назвать одним или несколькими словами. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к нему.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Материал: набор картинок с изображениями различных предметов.

Попросите рассмотреть их и разложить по группам.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая- лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил?

СЛОВО

Прочитайте ребенку группу слов и предложите определить, какое из них является лишним, например:

Старый, дряхлый, МАЛЕНЬКИЙ, ветхий.

Храбрый, ЗЛОЙ, смелый, отважный,

Яблоко, слива, ОГУРЕЦ, груша.

Молоко, творог, сметана, ХЛЕБ.

Час, минута, ЛЕТО, секунда.

Ложка, тарелка, кастрюля, СУМКА.

Платье, свитер, ШАПКА, рубашка.

ЧЕРЕДОВАНИЕ

Предложи ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание на то, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким же образом выложите забор из разноцветных палочек и т. д.

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО!

Бросая ребенку мяч, назовите цвет; возвращая вам мяч, малыш должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форма) предмета.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА

Предлагайте ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Пусть называет слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова относящиеся к спорту; наименование диких зверей, домашних животных; слова, обозначающие наземный и воздушный транспорт.

ГОВОРИ НАОБОРОТ

Предложите ребенку игру : «Я буду произносить слова, а ты говори наоборот, например: веселый- грустный, быстрый- медленный, умный – глупый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т. д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ

Назовите какую-нибудь ситуацию и в тот же момент бросьте мяч. Ребенок должен поймать его в том случае, если названная ситуация реальна, а если нет, мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; дом пошел гулять; яблоко соленое и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ НА СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

ОТГАДАЙ СЛОВО

Предложите такую игру: начните слово, а ребенок должен его закончить: «Отгадай, что я хочу сказать!» Всего дайте несколько слогов, например: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

Не только хвалите ребенка за правильный ответ, но и фиксируйте время, которое является показателем быстроты мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)

Ребенок должен представить себе то, что будет сравнивать. Спросите у него: «Ты видел муху? А бабочку?» Задав вопросы о каждом слове, предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются?»

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно сравнивать: выделять черты сходства, отличительные признаки, находя наиболее существенные. Пары слов для сравнения: дом и избушка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, топор и молоток, город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Предложите малышу угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) вы говорите, и дайте описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный. (помидор)». Если ребенок затрудняется с ответом, выложите перед ним картинки с различными овощами, и он найдет нужный.

КТО КЕМ БУДЕТ?

Покажите или назовите предметы и явления и предложите ребенку ответить на вопрос, как они изменятся. Кем (чем) будут: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т. д. поощряйте ребенка за правильные ответы.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ

Материал: готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дайте ребенку картинки попросите их рассмотреть. Предложите разложить их по мере развития изображенных на них событий. В заключении ребенок должен составит по ним рассказ.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

Расскажите о чем-то, включив в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен это заметить и объяснить, почему так не бывает.

Например: «Вчера иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «ку-ка-ре-ку»- и рога уже выставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?»

НЕЛЕПИЦЫ

Предложите ребенку рисунки, которые содержат какие-нибудь противоречия, несообразности в поведении персонажей попросите малыша найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предложите рассказать, как бывает на самом деле.

Таким образом, можно заметить, что игра – это наиболее естественный для ребенка способ познания. А нередко и единственный путь для тех, кто из-за каких-то внутренних конфликтов не принимает или вовсе не освоил мир взрослых ценностей и правил. Игра для ребенка является тем же, чем для взрослого является речь. В ней он выступает как личность, наделенная правами. Ребенок свободно играет только в атмосфере благожелательности, когда ощущает себя в безопасности: он начинает верить в собственные силы и чувствует, что может наиболее полно проявить себя и его физические, умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. В игре ребенок развивается и совершенствуется.

Публикации по теме:

Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышейРазвиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.

Дидактическая игра на логическое мышление «Собери по образцу» с пластиковыми прозрачными крышкамиДидактическая игра на логическое мышление «Собери по образцу» с пластиковыми прозрачными крышками Вашему вниманию предлагается дидактическая игра из подручных материалов для развития пространственного мышления и аналитических способностей.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация для родителей «Фонематический слух и как его развивать» Консультация для родителей: «Фонематический слух и как его развивать» Фонематический слух начинает развиваться с рождения. В процессе формирования.

Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников»Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников» Математика-это не только умение хорошо считать,а развитие логического мышления,умение находить нестандартный выход. Развивать математические.

Консультация для родителей «Как развивать память у детей?» Важнейшей особенностью любого человека является его память, благодаря которой каждый человек накапливает жизненный опыт. Память - это способность.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как развивать логическое мышление ребенка?»
Опубликовано: 20 июля 2024 в 13:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как развивать логическое мышление ребенка?»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хлебова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД