Юлия Гладких
Как привить детям младшего дошкольного возраста любовь к искусству?
1 слайд. Как привить детям любовь к искусству?
Искусство в развитии ребенка играет немаловажную роль. И чем раньше малыш познакомится с этим волшебным миром, тем лучше для него, так как искусство расширяет кругозор, развивает воображение, прививает тягу к творчеству.
Но человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приучали к прекрасному.
2 слайд. Василий Александрович Сухомлинский писал: Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
3 слайд. В какой форме знакомить ребенка с искусством?
Публикация «Как привить детям младшего дошкольного возраста любовь к искусству?» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком. Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:
4 слайд. Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.
Предложите ребенку повторить картину. И это не обязательно рисование красками. Это может бытьпластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционныетехники рисования.
Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясьсмешивать краски и подбирать цвета. Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.
5 слайд. С чего начать знакомство ребенка с искусством?
Искусство — средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка.
6 слайд
Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период в этой сфере ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, художественной литературой, музыкой составляют, по сути, подготовительный этап ознакомления с искусством. К концу третьего года жизни ребенка усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки – потешки, учится отгадывать загадки, знакомиться с книгой и правилами обращения с нею, рассматривает иллюстрации, учиться сравнивать реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке.
7 слайд.
Детей этого возраста знакомят с народной игрушкой, игрушкой – забавой из дерева (пирамидка, матрешка, мисочки, богородская игрушка, дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать)
Таким образом, ознакомление с искусством в ДОУ начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Чем старше дети, тем более подробно следует анализировать произведения искусства, расширять их число, знакомить с новыми художниками, учить сравнивать произведения разных художников, выделять из них уже знакомые.
8 слайд. К основным видам искусства относятся : литература, музыка, танец, живопись, архитектуру, скульптуру, декоративно- прикладное, театр, цирк, кино, графику, искусство, балет, фотоискусства.
(Я вам расскажу про книжную графику, пейзаж, натюрморт)
9 слайд Книжная графика, как вид искусства
Разрешите представить Вам одно из направлений развития детей дошкольного возраста, а именно ознакомление с книжной графикой.
Книжная графика – иллюстрация – это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный строй.
10 слайд.
С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т. д.
11 слайд. Художники-иллюстраторы детских книг. Кто они авторы самых любимых картинок
Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции.
Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. В. Конашевич,
Е. Чарушин, Е. Рачев и В. Сутеев др. иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
12 слайд
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Ю. Васнецов считается одним из самых выдающихся художников, его иллюстрации используются для знакомства дошкольников с книжной графикой
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
13 слайд Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими.
14 слайд Фантазия, талант и умелость рук позволяют из природных материалов создавать предметы быта и интерьера, а из простых предметов — произведения искусства
15слайд. Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых спрашиваем детей о том, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагаем расставить игрушки в определённом порядке, построить для матрёшек дом, лесенку, мостик. Малышам нравятся яркие матрёшки и гладкие точёные игрушки, они с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанном из кубиков, водят по мостику. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнавать и называть форму частей.
16 слайд Особенно нравится детям, когда на столе много игрушек. Играя они говорят, что матрёшек много, они большие и маленькие, у матрёшек есть глаза, нос, красивые платки, а, рассматривая точёных птиц, отмечают, что голова у птицы круглая, а хвост длинный. Дети проявляют интерес к народным игрушкам, с удовольствием играют с ними.
17 слайд Пейзаж
ПЕЙЗАЖ - жанр изобразительного искусства (или отдельного произведения этого жанра, в котором основным предметом изображения является природа, в том числе естественная среда, преображённая человеком.
18 слайд Методика изучения пейзажа
На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы.
19 слайд. «Времена года в картинах русских художников»
Русские художники всегда любили и воспевали русскую природу. А еще изображали в своих картинах времена года.
С чего начинать занятия
Развивающие занятия о временах года начните следующим образом:
1. Разложите перед дошкольником все картины
2. Пусть внимательно рассмотрит их, задаст интересующие вопросы.
3. Обсудите с ребенком, зачем мы учим времена года.
4. Малыш должен понимать, что эта информация очень важная. Она поможет ориентироваться в обществе, адекватно одеваться по погоде и т. д.
5. Задайте малышу несколько вопросов по картинам.
6. Спросите, что он видит на изображение, какое это время года, почему он так решил и т. д. Если малыш затрудняется ответить, помогите ему.
20 слайд Обобщение знаний детей о временах года посредством ознакомления с работами русских художников.
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень», Алексей Кондратьевич Саврас «Грачи прилетели», Аполлинарий Михайлович Васнецов ”Зимний сон”, Николай Александрович Сергеев, "Летний пейзаж"
21 слайд. Наши работы.
22 слайд. Ознакомление детей с натюрмортом
Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников. Он не только вызывает эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими.
Натюрморт – это жанр живописи, изображение неодушевлё нных предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. В натюрмортах также изображают объекты живой природы: рыба на столе, цветы в букете, праздничный торт или любые другие угощения, изображают фрукты, ягоды, овощи, грибы и много чего другого.
23 слайд Методика ознакомления с натюрмортом.
Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3-4 года (2-я младшая группа). Основная задача педагога на этом этапе - вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы. Радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «насмотренность» от подлинно прекрасных произведений живописи. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства (плавность и округлость линий или наоборот - резкость и конструктивность, хрупкость или прочность предметов, мягкость, сочность, спелость овощей, фруктов или ягод); качество их поверхности (пушистость или гладкость, яркость или нежность цвета, его сочетаний и т. д.).
24 слайд. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы.
25 слайд. Виды натюрмортов и принципы отбора картин для детей.
Одновидовой натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта, например:
Петор. Кончаловский «Персики»; Илья. Репин «Яблоки и листья»;
Кузьма. Сергеевич. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне,
И. Левитан «Сирень»; П. П. Кончаловский «Сирень в корзине» И. П. Машков «Две темные розы и тарелка с клубникой» и другие.
Пусть ваша ежедневная педагогическая деятельность не опустошает вас, а вливает в вас новые силы, энергию и вдохновения. Покладистых вам воспитанников и надежных коллег!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.