Татьяна Детскова
Как правильно провести консультацию для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Начну с простого вопроса: вспомните прошлый учебный год, какая консультация вам запомнилась? Почему?
Я думаю, назрел актуальный вопрос: эффективно ли наш педагогический коллектив проводит консультирование. Как выяснилось – нет. Давайте попробуем исправить ситуацию и научимся правильно и эффективно проводить консультирование педагогов и делать мультимедийную презентацию.
Публикация «Как правильно провести консультацию для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Консультация является одной из традиционных форм методической работы с педагогами.
Консультация - передача знаний собеседнику, повышение его компетенции в конкретных вопросах.
Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными (плановыми). Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу.
Консультации подразделяют на индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.
Основные, т. е. плановые, консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения.
При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу.
Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.
Методы консультирования: объяснение, эвристическая беседа, дискуссия.
Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.
Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации - объяснения полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение. В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.
При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.
Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.
Метод консультации - дискуссия по форме и содержанию близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.
Виды консультаций, описанных в современной литературе:
- диалог;
- парадокс;
- по опорным словам с элементами изложения;
- практикум;
- тренинг;
- инструктаж;
• Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе.
• Консультация-парадокс с запланированными ошибками. Цель такой консультации - обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Воспитатель называет количество ошибок (не более десяти, которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения. При этом могут быть получены три варианта результатов проверки:
- обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы;
- ошибками могут быть названы правильные положения (в этом случае консультант разъясняет и уточняет эти положения);
- отмечены не все ошибки, тогда консультант повторно объясняет суть вопроса.
Особенностью консультаций такого типа является обязательное предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно.
• Консультация по опорным словам с элементами изложения.
Данный вид консультаций целесообразнее применять в случаях рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много терминов, определений, понятий и т. д.
Слушателям излагают материал, при этом на доске (интерактивной, магнитной, обычной, фланелеграфе) появляются опорные слова или сочетания слов. По окончании, слушателям предлагается написать мини-изложение по данным опорным словам. Через определённое заранее для написания время, педагоги по очереди зачитывают свои мини-изложения. Все слушают, уточняют понимание того или иного утверждения, задают вопросы и т. п., исправляют, если необходимо свою работу, выбирают наиболее удачный вариант изложения.
• Консультация – практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно (своими руками что-то сделать, провести игру, составить методическую разработку).
• Консультация – тренинг - устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.
• Консультация – инструктаж используется для освоения информационных технологий. В чём же его особенности? Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации воспитателей, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее походит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший воспитатель зачитывает поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.
Требования.
К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:
- Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
- Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
- Необходимо обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы, т. е. планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
- В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
- Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
Методы активизации педагогов:
Мозговой штурм, например, терминологический диктант, использование перфокарт и тестов - опросников, педагогические кроссворды, головоломки;
Педагогические ситуации;
Практические задания, например, составление графических моделей, подбор наглядного материала по теме;
Проект, например, разработать тематический план по определённой теме.
Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечить закрепление и воспроизведение содержания консультации.
- Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.
В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.
Предварительная подготовка к консультации включает:
1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации.
2. Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана консультации.
3. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.
4. Подбор и систематизация наглядных материалов.
5. Подбор форм активного включения педагогов в ход проведения консультации.
6. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.
7. Распределение материала по вопросам.
8. Письменное изложение полного текста выступления.
9. Подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.
Общие требования к презентации.
1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; МБОУ, где работает автор проекта и его должность.
3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
5. Последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Требования к оформлению презентаций.
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов. Стиль.
Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон.
Для фона предпочтительны холодные тона.
Использование цвета.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты.
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации.
Содержание информации.
Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице.
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты.
Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации.
Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации.
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов.
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
- На последнем слайде презентации размещение ссылок на использованные источники и иллюстрации является обязательным.
- Все иллюстрации и фотографии, используемые в презентации, должны быть оптимизированы (сжаты).
- Для файла мультимедийной презентации необходимо предоставить имя, он должен иметь расширение ppt. Например: Иванова-ivanova.ppt.
- Желательно добавлять в мультимедийную презентацию звуковые фрагменты, мультипликацию, фрагменты фильмов для обеспечения эмоционального воздействия.
Типичные ошибки в презентациях.
1. Отсутствие титульного слайда с темой консультации, целью, фамилией, полным именем и отчеством автора презентации.
2. Отсутствие последнего слайда со словами «Спасибо за внимание!».
3. Отсутствие итога, выводов.
4. При раскрытии темы лексика не соответствует возрастным и профессиональным особенностям консультируемых.
5. Слайд содержит слишком большой объем информации для восприятия.
6. Отсутствуют источники информации: литература, интернет-сайты.
7. Излишнее использование анимации (занимает много времени, мешает логике восприятия содержания, чрезмерное количество анимационных объектов).