Получи документы

Консультация «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»

Сумцова Алёна
Консультация «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы

вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его

внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный

момент.

2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться

на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со

сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному

волшебному миру. Не оставляйте его там одного!

Публикация «Консультация „Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным“» размещена в разделах

3. Прежде чем рассказать сказку,  убедитесь, что она простая и

сможет донести до него нужную идею. Сказки очень важны для

развития и воспитания детей. Но важно, подбирать сказки по

возрасту и развитию своих деток.

4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь

на настроение детей.  

5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями!  В

сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы

ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его

испугать.

6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве

персонажей можно использовать игрушки,  фигурки, 

нарисованные и вырезанные, тени на стене. И конечно роли могут

исполнять сами детки.

7. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в

возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в

возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т. д.   Хотим 

заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы

должны подстраиваться под потребности ваших детей.

8. Читайте сказку  медленно, выразительно, стараясь максимально

передать эмоции действующих героев и обстановки.

9. Помните: ребенок не может быть все время пассивным

слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его

внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы,

рассматривает иллюстрации.   Дети это очень любят.

2. Можно предложить деткам вместе (хором) рассказывать.

10. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам

удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую

повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.  

11. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен

знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного

домика, и не повозка, которую можно возить по комнате.

Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу

желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно

перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на

место.  

12. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.  

Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед

детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за

мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы

проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от

прочтения.  

13. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь

передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует

ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом

стиха.  

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность

говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто

молча «слушать себя»

14. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко,

то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки,

старайтесь передать голосом характер персонажей, а также

смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте».

Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в

воображении нарисованные словами картины.  

15. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком

случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт

воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.  

Особенности чтения художественной литературы в разных

возрастных группах

Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:

1. Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и

авторские произведения (стихотворные и прозаические, обязательно сопровождая чтение

показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных

материалов.

2. Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от

индивидуальных возможностей каждого ребёнка).

3. Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению

художественной литературы:

1. Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.

2. Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.

3. Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок,

песенок, потешек.

4. Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

1. Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и

познавательной информации.

2. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.

3. Формирование навыка нравственной оценки произведения.

4. Развитие способности к сопереживанию героям.

В старшей группе список задач расширяется:

1. Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).

2. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному,

рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми

мотивами их поведения.

3. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие

описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

4. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по

ролям.

5. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки,

рассказа, стихотворения.

6. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же

произведению.

К задачам подготовительной группы относятся:

1. Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного

произведения, красоту поэтического слова.

2. Развитие у дошкольников чувства юмора.

3. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.

4. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление

эмоций посредством интонации, мимики, жестов).

5. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как спланировать и провести занятие по чтению

художественной литературы

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным

произведением, педагогу необходимо многое продумать.

Какие приёмы и методы можно использовать

На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие

методы:

1. Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет

авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.

2. Рассказывание (пересказ). Это более свободная передача содержания: воспитатель может

переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше

возможностей для привлечения детского внимания : можно лишний раз сделать паузу,

повторить ключевые фразы и т. д.

3. Инсценирование — метод вторичного ознакомления с литературным произведением.

4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра

произведения).

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки

для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким

динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество

занимают сказки о животных. Для чтения детям берутся сказки : «Курочка

Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М.

Булатова). Во второй младшей группе «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского;

«Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что

это - сказка. И постепенно малыши запоминают, что ’Курочка Ряба’,

’Теремок’ - это сказки.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к

книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать

его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У

малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на

вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок

лучше понимает содержание книги

Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать

сказки, а не читать их по книге : это усиливает эмоциональное воздействие,

что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысл сказки.

Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с

каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и

понимать монологическую речь. Искусством рассказывания сказки должен

владеть каждый воспитатель, особенно важно это учитывать воспитателям

младших групп детского сада.

Интонация народной речи при рассказывании всегда звучит более

убедительно. Сказку рассказываем напевно, мелодично. Оттенками

интонаций рассказчик рисует неуклюжего большого медведя, хитрую лису,

грубого волка, трусливого, слабого зайчика. Лаконичное описание природы в

сказке дополняется живой интонацией. Когда воспитатель рассказывает про

«дремучий лес», дети в воображении рисуют величавый, тёмный,

таинственный лес. Простой убедительный язык сказки требует ярких

интонаций (слова лисы всегда звучат лукаво, в них кроется обман)

Изложение повествования в сказках ритмично. Ритм чувствуется как в

композиции сказки, так и в языке. Приём многократного повторения

придаёт ритмичность произведению («репка», «Курочка – ряба»,

»Колобок»).

В сказках часто встречаются песенки. Песенки могут выражать:

-условный знак (коза поёт козлятам)

-диалог (песенка колобка)

-душевное состояние (хвастливая песенка лисички «Лисичка со скалочкой».

Песенка не должна выделяться из общего тона всей сказки.

Рассказав сказку воспитатель задает вопрос, ставший традиционным в

беседах по прочитанному : «Как называется сказка (рассказ, стихотворение,

которую я вам рассказала?» Сам вопрос закономерен и должен иметь место

на занятии. Но воспитателю нужно помнить, что маленький ребенок не

всегда может дать точный ответ. Нормой для этого возраста являются такие

ответы: «Рассказали сказку про петушка и еще про лисичку; про медведя и

Машу» и т. п. Педагогу следует одобрить подобный ответ и тотчас же

произнести название произведения.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей дошкольников «Золотые правила, чтобы чтение было в радость»Консультация для родителей детей дошкольников «Золотые правила, чтобы чтение было в радость» 9 августа. Всемирный день книголюба. Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса.

Консультация для родителей «Как правильно подобрать одежду ребёнку?»Консультация для родителей «Как правильно подобрать одежду ребёнку?» Очень важно подобрать ребёнку одежду хорошего качества, чтобы ребёнку было комфортно и удобно. Этот вопрос актуален особенно, когда ребёнок.

Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?» Люди не могут долго удерживать в голове всё, что нужно знать и помнить. Известно, что в конце первого тысячелетия доходило до такого,.

Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух»Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух» Многие родители читают детям-дошкольникам -это самый простой способ привить ребенку любовь к чтению! В настоящее время легче поставить.

Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух»Консультация для родителей «Почему нужно читать детям вслух» Самый простой способ привить детям дошкольного возраста любовь к чтению-это чтение родителями книг,это должно стать хорошей и полезной.

Консультация для родителей «Почему полезно читать ребёнку на ночь?» Очень важно перед сном читать ребёнку сказку. Это займёт немного времени. Но зато оно будет проведено с пользой! Как это занятие сближает.

Консультация для родителей «Привычки, которые сделают ребенка счастливее»Консультация для родителей «Привычки, которые сделают ребенка счастливее» Чтобы ребенок рос счастливым и легко добивался успеха, попробуйте привить ему полезные привычки. 1. Познавать новое. Мозг ребенка-как губка,.

Консультация «Правильное чтение вслух»Консультация «Правильное чтение вслух» Консультация «Правильное чтение вслух» До школы остается всего один год. Мы с родителями все силы стараемся направить на подготовку к.

Марафон по ПДД «Соблюдаем Правила –поступаем правильно»Марафон по ПДД «Соблюдаем Правила –поступаем правильно» Марафон по ПДД "Соблюдаем Правила –поступаем правильно!" Везде и всюду правила, их надо знать всегда: Без них не выйдут в плаванье из.

Правила, которые должны знать дети. Консультация для родителей 1. Слушать внимательно взрослого. 2. Не кричать. 3. Не трогать без разрешения. 4. Работать только на своём месте. 5. Специальные вещества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»
Опубликовано: 20 апреля 2023 в 15:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»» (включая файлы) размещена пользователем Сумцова Алёна (УИ 2134609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД