Елена Садикова
Как помочь гиперактивному ребёнку
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое гиперактивность? На этот счет нет однозначного ответа. Но многие специалисты к признакам гиперактивности детей относят :
- повышенную двигательную активность.
- невнимательность.
- импульсивность.
- нетерпеливость
- забывчивость
- проблемы со сном
- трудности в организации
- ребенок не слушает, когда к нему обращаются
- при выполнении заданий он ведет себя по-разному и показывает разные результаты
Публикация «Как помочь гиперактивному ребёнку» размещена в разделах
Причиной гиперактивности могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др.
Общаться с гиперактивным ребенком непросто.
Как правило, гиперактивному ребенку делают много замечаний и дома, и в детском саду. Ребенок почти постоянно находится в движении, часто не слышит обращений и замечаний взрослых, его трудно переключить на другую деятельность, успокоить.
Очень часто родители гиперактивных детей говорят, что их дети никогда не устают. Они активны, подвижны, в хорошем настроении целый день. Но усталость детей может проявляться и в виде двигательного беспокойства, снижения самоконтроля и нарастания гиперактивности.
Как помочь гиперактивному ребенку
1. Соблюдение чёткого режима дня – одно из важнейших условий взаимодействия с гиперактивным ребенком. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное время. Продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил.
2. Довольно часто гиперактивные дети способные, сообразительные, быстро воспринимают информацию. Иногда родители, уверовав в способности своего ребенка, либо в невозможности изменить его поведение, прибегают к тактике вседозволенности. В таком случае ребенок часто начинает манипулировать взрослыми. Для ощущения собственной безопасности такому ребенку необходимы границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого, оценка его поведения.
3. С гиперактивным ребенком надо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было не только криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Ребенок быстро приспособится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для успешных действий.
4. Ребенка необходимо хвалить за его успехи и достижения, даже незначительные. Это нужно для поднятия его самооценки (из-за частых замечаний взрослых она страдает). Но похвала должна быть заслуженной и искренней.
5. Если взрослый хочет добиться, чтобы гиперактивный ребенок выполнял его просьбы и указания, необходимо чтобы они были краткими и немногословными. Указания должны содержать не более 10 слов. Иначе ребенок «выключится» и не услышит вас. Взрослые не должны давать несколько заданий сразу. Их нужно добавлять после того, как выполнено предыдущее. Выполнение этих заданий необходимо контролировать.
6. Если какую-либо деятельность надо запретить, то надо помнить, что этих запретов должно быть немного. Они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой, непреклонной форме. С ребенком нужно говорить спокойно и сдержанно, даже если вы ему что-то запрещаете.
7. В повседневном общении с гиперактивными детьми взрослые должны избегать частых резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». У таких детей это, наоборот, может вызвать непослушание или агрессию. Желательно дать ему возможность выбора. Например, если ребенок носится по квартире, можно предложить ему на выбор несколько занятий: игры с водой, послушать чтение взрослого и т. д.
8. Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Лучше заранее предупреждать его об этом.
9. Довольно часто родители гиперактивных детей записывают их в разные спортивные секции. Это не всегда способствует успокоению ребенка. Большое значение имеет стиль преподавания. Если тренер придерживается жесткого стиля воспитания, много запретов и ограничений, присутствуют наказания со стороны взрослого, то это может привести только к нарастанию гиперактивности. Хорошо, когда ребенок занимается такими видами спорта, как плавание, бег, легкая атлетика.
10. Чтобы не допустить перевозбуждения ребенка, родителям рекомендуется ограничить пребывание детей в местах скопления большого кол-ва людей, не приглашать сразу много гостей.
11. По возможности надо оградить ребенка от длительного просмотра телевизионных передач и компьютерных игр.
12. Специалисты считают, что гиперактивным детям просто необходимы игры с водой и песком. Их можно организовать дома. Такие игры успокаивают детей.
Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Как только ребенок начнет сматывать его, он тут же успокаивается.
Полезны игры по мелкой моторике: пальчиковые игры, шнуровки, мозаика, пазлы, конструкторы «Лего».