ИРИНА ПАВЕЛЬЕВА
Как научить ребенка слушать народную музыку
▼ Скачать + Заказать документы
Первое знакомство с народной музыкой нужно начинать в младшем дошкольном возрасте. И очень важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть весь многообразный мир русского фольклора. Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают с колыбельными, когда мама укачивает малыша и напевает мотив: баю-бай, баю-бай. В детском саду начинается знакомство с несложными народными попевками и потешками. С детьми водят хороводы, играют на русских народных инструментах (ложки, бубны, трещотки); поют частушки и народные песни различных жанров; инсценируют русские народные сказки. Чтобы овладеть языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста должен получить представление о культуре. Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни, служит средством сохранения исполнительских традиций и специфических черт национальной культуры.
Публикация «Как научить ребенка слушать народную музыку» размещена в разделах
1. Ребенку доступно народное творчество, но сначала нужно познакомить с русским музыкальным творчеством воспитателей и родителей. С ясельного возраста мы предлагаем народные попевки, танцы в народном музыкальном исполнении, составляем сценарии музыкальнолитературных вечеров. Например: «Ярмарка», «Проводы зимы», что в развлекательной форме знакомит детей с русским народным творчеством и с русскими народными мелодиями. С раннего детства ребенок слышит музыку, и первое знакомство с музыкой – это песня как самый доступный вид музыкальной деятельности. Колыбельная – это тихая, ласковая, добрая музыка, которая основана на народной мелодии. Сейчас в детском саду, в школе огромная роль отведена народному творчеству. Поэтому в детском саду на протяжении всего учебного года проводятся слушания народной музыки, изучаются народные песни, попевки, распевки. Учат детей элементарным движениям в русском народном стиле.
2. Самым главным советом для родителей является пример взрослых. Чтобы увлечь ребенка нужно поговорить с ребенком о русской народной музыке, рассказать о ее появлении, о гордости за национальное достояние.
3. Вторым советом будет прослушивание музыкального произведения. Лучше всего слушать яркие, зажигательные произведения. Младшим группам мы предлагаем такие произведения: «Ах, ты, береза», «Колыбельная», «Как у наших ворот», «Зайка». Малыши поют народные попевки : «Ладушки», «Петушок», «Зайка серенький» и т. д. Программа дошкольного воспитания поставлена так, что в каждом виде музыкальной деятельности присутствует музыкальный фольклор. Игра - основной вид деятельности, поэтому в игре можно использовать русские народные мелодии : «Зайцы и медведь», «Прятки», «Кошка и котята» - все это включает в себя народную музыку.
4. Родители могут посетить детскую фонотеку, где можно взять аудиозаписи для прослушивания. Больше посещать праздники, которые устраивает городская администрация «Масленица», «День города», «Рождественская елка».
5. Родители могут также сами научить детей игре на русских народных инструментах. Самый простой инструмент - это, ложки, что развивает ритмичность и приобщает к народной музыке. Это увлекает ребенка. А увлечение - немаловажный фактор в привитии определенного навыка. Увлечь также можно обучением танцевальных движений. В программе на примере многих народных песен и мелодий ставятся танцы. Малыши выполняют такие движения, как «пружинка», повороты кистей рук - мы называем «пляшут ручки».
6. Поэтому следует еще один совет - дома позаниматься с ребенком. Отдельно отработать те движения, которые не получаются, при этом не нужно говорить ребенку, что движения не получаются или получаются хуже всех, наоборот, следует хвалить ребенка при малейшем прогрессе в выполнении того или иного движения.
Дети старших групп с удовольствием танцуют танцы под народную музыку как веселого, задорного характера, так и спокойного. Особенно интересны русские народные игры, хороводы: «Плетень», «На горе то камена», «Теремок». Дома можно отыграть игру или хоровод, спросить ребенка, что дети сегодня слушали, пели, танцевали, обязательно спросить о композиторе, кто написал музыку. Многие произведения есть в детском саду. Есть народные мелодии в аудиозаписи в инструментальном исполнении: «Ax, вы, сени», «Калинка», «Барыня», «Вологодские страдания», «Во саду ли в огороде» и др.
7. Для расширения детсадовской фонотеки немаловажную роль играют родители.
Воронежская область богата народными традициями, воронежские частушки в исполнении М. Мордасовой знает весь мир. Об этом обязательно нужно знать нашим детям, гордиться и знать, что это национальное достояние нашей культуры. Проходя по улицам города, по проспекту, нужно самим родителям знать, что улица Пятницкого названа в честь В. Пятницкого, который еще в прошлом веке начал собирать песни, танцы в русском народном исполнении. Много времени своей жизни он посвятили сбору забытых мелодий, восстановил их и создал хор, который спел эти песни, показал пляски. На проспекте Революции стоит памятник В. Пятницкому. К. И. Массалитинов тоже известный музыковед, который продолжил дело В. Пятницкого, его хор известен за пределами нашей Родины, по книге К. Массалитинова учатся музыканты многих вузов нашей страны. К. Массалитинов обработал многие мелодии, которые мы слышим по ТВ и радио. Поэтому, чтобы научить ребенка, необходимо самому родителю знать, слушать, любить народную музыку. В детском саду есть доступный материал, которым может располагать заинтересовавшийся родитель.